Химия

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №14»
_______________А.Н. Тряпочкина
Приказ № 101 «31» августа 20 23г.

Рабочая программа учебного предмета
Предметная область: естествознание
Учебный предмет: химия (базовый уровень)
Ступень образования: основное общее образование
Срок реализации: 2023 – 2024 учебный год
Класс: 11

Составитель: Колупаева Елена Владилентовна
Учитель: биологии
1 кв. категория

2023г

Пояснительная записка
Настоящая программа для средней (полной) общеобразовательной школы разработана на
основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам
среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном Государственном
стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. В ней также учтены
основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных
действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с
примерными программами для основного общего образования.
Настоящая программа по химии составлена для учащихся 10-11 классов на базовом уровне в
объеме 68 часов (1час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе).
Среднее (полное) общее образование – третья, заключительная ступень общего образования.
Содержание среднего ( полного) общего образования направлено на решение двух задач:
1.
Завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об
образовании (в редакции 2007 г);
2.
Реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет
обеспечить преемственность общего и профессионального образования.
Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели среднего (полного) общего образования состоят:
1.
в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях и способах деятельности;
2.
в приобретении опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3.
в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной
или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит
изучение химии, которое призвано обеспечить:
1.
формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной
картины мира;
2.
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3.
выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как возможной области будущей практической
деятельности;
4.
формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Целями изучения химии в средней (полной) школе являются:
1.
формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость
химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной
деятельности; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей,
формулировать и обосновывать собственную позицию;
2.
формирование целостного представления о мире, представления о роли химии в
создании современной естественно-научной картины мира, умения объяснять объекты и
процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической
среды), используя для этого химические знания;
3.
приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания,
ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска,
анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений,
сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

4.
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятий, законах и теориях;
5.
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
6.
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
7.
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
8.
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Ценностные ориентиры содержания курса химии.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При
этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет
входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в
изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы
познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения
химии, проявляются в признании:
1.
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
2.
ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет
сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

понимания необходимости здорового образа жизни;

потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу
которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценности
способствуют:

правильному использованию химической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;

развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку
зрения.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом
уровне являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;

выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических
требований;


использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на
материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются
повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять
и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в
активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов,
теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных
отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное
внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также
способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента.
Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации,
лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного
обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии
графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве
живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной
естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и
позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя
частью природы.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые
химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для
человечества.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного)
образования
Результаты освоения курса химии.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение следующих личностных
результатов:

в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордостиза российскую
химическую науку, гуманизма, целеустремленности;

в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;

в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование)
для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;

использование различных источников информации, понимание зависимости
содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования
предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования
научиться:
в познавательной сфере:

давать определения научным понятиям;

описывать демонстрационные и самостоятельно проводимые эксперименты, используя
для этого естественный (русский) язык и язык химии;

описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений,
химические реакции;

классифицировать изученные объекты и явления;

наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами
изученных;

структурировать изученный материал;

интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;

описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных
конфигураций атомов;

моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ,
кристаллов;
в ценностно-ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:

проводить химический эксперимент;
в сфере физической культуры:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Учебно – методический комплект.
Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и
Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015 учебный год.
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2011
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2011
3. Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
4. Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование
по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009
5. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие/О.С.Габриэлян,
Л.П.Ватлина.-М.: Дрофа, 2005.-208 с.
6. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /
Н.Н.Гара (и др.).-М.: Просвещение, 2009.-111 с.
7. Химия: 11 класс: методическое пособие для учителя/А.Ю.Гранкова.-М.: АСТ, 2006.-158 с.
8. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
Дополнительная литература для учителя.
1.
Дидактический материал по химии для 10 – 11 классов: пособие для
учителя/А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова.-М.: Просвещение, 1996. – 79 с.
2.
Контрольные работы по химии в 10 – 11 классах: пособие для учителя/ А.М.Радецкий.М.: Просвещение, 2006.-96 с.

3.
Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы: учебное пособие для
ВУЗов/ Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков.-9-е издание, переработанное и
дополненное.-М.: Экзамен, 2005.-832 с.
4.
Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс: учебное пособие для
общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. – 2-изд.,
стереотип.-М.: Дрофа, 2004.-400 с.

Средства обучения.
1.
Печатные пособия.
Таблицы:

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

Таблица растворимости кислот, оснований, солей

Портреты ученых

Строение атома

Типы химических связей
2.
Информационно-коммуникационные средства

Учебное электронное издание «Органическая химия»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО
«Кирилл и Мефодий», 2004

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО ПросвещениеМЕДИА, 2005.
3.
Технические средства обучения:

Интерактивная доска
4.
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:

Приборы и приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения
лабораторных работ и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр,
фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые
чашки, спички, газоотводные трубки, лабораторные штативы, лучины, воронки, весы,
индикаторы).

Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня
5.
Натуральные объекты.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов переработки, пластмасс, волокон
Учебно-тематический план 11 КЛАСС
№

Наименование разделов Количе
Из них(количество часов)
и
тем
ство
п
/
часов
Контрольные работы Практические Проектные,
п
(всего)
работы
тестовые,
творческие,
экскурсии и
т.д.(учитывая
специфику
предмета)
Тема1.Важнейшие химические
1
3
понятия и законы
Тема 2. Периодический закон и
4
периодическая система
2
химических
элементов
Д. И. Менделеева на основе
учения о строении атомов

Тема 3. Строение вещества
Тема 4. Химические реакции
Тема 5. Металлы
Тема 6. Неметаллы

Итого:

5
7
7
9

1
1
1

В нижней части таблицы часы суммируются
35
3

3

3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 11класс 34 ч/год (1 ч/нед.)
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)
Атом.
Химический
элемент.
Изотопы.
Простые
и
сложные
вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при
химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Тема
2.
Периодический
химических
элементов
учения о строении атомов (4 ч)

закон
и
периодическая
Д. И. Менделеева
на

система
основе

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по
орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и
периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и
длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно
полученных
элементов.
Валентность и валентные возможности атомов.
Демонстрации. ПСХЭ ДИМ, таблицы «Электронные оболочки атомов»
Тема 3. Строение вещества (5 ч)
Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь.
Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая
связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических
веществ.
Типы
кристаллических
решеток
и
свойства
веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные
системы.
Коллоидные
растворы.
Золи,
гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических
решеток. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект
Тиндаля.
Модели
молекул
изомеров,
гомологов.
Тема 4. Химические реакции (7 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием
различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным
способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных
растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз
органических
и
неорганических
веществ
Демонстрации. Различные типы химических реакций, видеоопыты по органической
химии, видеофильм «Основы молекулярно- кинетической теории».

Лабораторные опыты. Зависимость скорости реакции от концентрации, температуры,
природы реагирующих веществ, Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
Определение
среды
раствора
с
помощью
универсального
индикатора.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 5. Металлы (7 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы
получения металлов. Сплавы. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии
металлов.
Способы
защиты
от
коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических
элементов.
Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических
элементов
(медь,
цинк,
железо).
Оксиды
и
гидроксиды
металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений, сплавы,
взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, водой; доказательство амфотерности
алюминия и его гидроксида, образцы меди, железа, хрома, их соединений; взаимодействие
меди и железа с кислородом; взаимодействие меди и железа с кислотами (серная, соляная),
получение гидроксида меди, хрома, оксида меди;
взаимодействие оксидов и гидроксидов металлов с кислотами; доказательство амфотерности
соединений хрома (III).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей
выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 6. Неметаллы (9 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных
неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения
неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Бытовая химическая
грамотность
Демонстрации. Образцы неметаллов; модели кристаллических решеток, алмаза,
графита, получение аммиака и хлороводорода, растворение их в воде, доказательство
кислотно-основных свойств этих веществ. Сжигание угля и серы в кислороде, определение
химических свойств продуктов сгорания, взаимодействие конц. серной, конц. и разбавленной
азотной кислот с медью, видеофильм «Химия вокруг нас».
Практикум. 1. Решение экспериментальных задач по неорганической химии;
2. решение экспериментальных задач по органической химии;
3. получение, собирание и распознавание газов.

Тематическое планирование Химия ( базовый уровень) 11 класс.
(1ч. в неделю, всего-34 часов)
№
Название разделов
Количество
урока
и темы уроков
часов
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы -3 ч
1.
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные
1
вещества
2.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и
1
превращения энергии при химических реакциях
3.
Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и
1
немолекулярного строения
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева на основе учения о строении атомов - 4 ч
4.
Периодический закон и Периодическая система химических
1
элементов Д.И. Менделеева. Закономерности в изменении
свойств химических элементов
5-6.
Строение электронных оболочек атомов химических элементов
2
7
Валентность. Валентные возможности и размеры атомов
1
химических элементов
Тема 3. Строение вещества - 5 ч
8.
Химическая связь. Ионная и ковалентная химические связи.
1
Типы кристаллических решеток.
9.
Металлическая и водородная связи Типы кристаллических
1
решеток.
10.
Причины многообразия веществ
1
11.
Дисперсные системы. Обобщение знаний по темам « Основные
1
законы химии. ПЗ ПС ДИМ, Строение вещества».
12.
Контрольная работа № 1 по темам
1
« Основные законы химии. ПЗ ПС ДИМ, Строение вещества».
Тема 4. Химические реакции - 7 ч
13.
Сущность и классификация химических реакций
1
14.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость
химических реакций
15.
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Производство
1
серной кислоты контактным способом
16.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые
1
электролиты. Водородный показатель (pH) раствора
17.
Гидролиз органических и неорганических веществ
1
18.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические
реакции»
19.
Контрольная работа № 2 по теме « Типы химических реакций
1
Тема 5. Металлы - 7 ч
20.
Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Общие
1
свойства металлов.
21.
Общие способы получения металлов. Сплавы
1
22.
Электролиз растворов и расплавов
23.
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии
1
24.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической
1
системы химических элементов
25.
Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической
1
системы химических элементов (медь, цинк, железо)
26.
Оксиды и гидроксиды металлов
1

27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

Тема 6. Неметаллы - 9ч
Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.
Водородные соединения неметаллов
Правила ТБ. Решение экспериментальных задач по
неорганической химии
Правила ТБ. Решение экспериментальных задач по органической
химии
Правила ТБ. Получение, собирание и распознавание газов
Генетическая связь неорганических и органических веществ
Обобщение и систематизация знаний по темам «Металлы» и
«Неметаллы»
Контрольная работа № 3 по темам « Металлы», «Неметаллы»
Бытовая химическая грамотность

1

1
1
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».