Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №14» _______________А.Н. Тряпочкина Приказ № 101 «31» августа 20 23г. Рабочая программа учебного предмета Предметная область: естествознание Учебный предмет: химия (базовый уровень) Ступень образования: основное общее образование Срок реализации: 2023 – 2024 учебный год Класс: 11 Составитель: Колупаева Елена Владилентовна Учитель: биологии 1 кв. категория 2023г Пояснительная записка Настоящая программа для средней (полной) общеобразовательной школы разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном Государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с примерными программами для основного общего образования. Настоящая программа по химии составлена для учащихся 10-11 классов на базовом уровне в объеме 68 часов (1час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе). Среднее (полное) общее образование – третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего ( полного) общего образования направлено на решение двух задач: 1. Завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об образовании (в редакции 2007 г); 2. Реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Главные цели среднего (полного) общего образования состоят: 1. в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; 2. в приобретении опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; 3. в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить: 1. формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира; 2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 3. выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности; 4. формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Целями изучения химии в средней (полной) школе являются: 1. формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; 2. формирование целостного представления о мире, представления о роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания; 3. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. 4. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях; 5. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; 6. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; 7. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде; 8. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Ценностные ориентиры содержания курса химии. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании: 1. ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; 2. ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимания необходимости здорового образа жизни; потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценности способствуют: правильному использованию химической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения. Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы. Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества. Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования Результаты освоения курса химии. Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение следующих личностных результатов: в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордостиза российскую химическую науку, гуманизма, целеустремленности; в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться: в познавательной сфере: давать определения научным понятиям; описывать демонстрационные и самостоятельно проводимые эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал; интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников; описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием электронных конфигураций атомов; моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов; в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; в трудовой сфере: проводить химический эксперимент; в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Учебно – методический комплект. Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015 учебный год. 1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2011 2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2011 3. Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 4. Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009 5. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие/О.С.Габриэлян, Л.П.Ватлина.-М.: Дрофа, 2005.-208 с. 6. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара (и др.).-М.: Просвещение, 2009.-111 с. 7. Химия: 11 класс: методическое пособие для учителя/А.Ю.Гранкова.-М.: АСТ, 2006.-158 с. 8. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. Дополнительная литература для учителя. 1. Дидактический материал по химии для 10 – 11 классов: пособие для учителя/А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова.-М.: Просвещение, 1996. – 79 с. 2. Контрольные работы по химии в 10 – 11 классах: пособие для учителя/ А.М.Радецкий.М.: Просвещение, 2006.-96 с. 3. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы: учебное пособие для ВУЗов/ Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков.-9-е издание, переработанное и дополненное.-М.: Экзамен, 2005.-832 с. 4. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриэлян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. – 2-изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004.-400 с. Средства обучения. 1. Печатные пособия. Таблицы: Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева Таблица растворимости кислот, оснований, солей Портреты ученых Строение атома Типы химических связей 2. Информационно-коммуникационные средства Учебное электронное издание «Органическая химия» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО ПросвещениеМЕДИА, 2005. 3. Технические средства обучения: Интерактивная доска 4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование: Приборы и приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, спички, газоотводные трубки, лабораторные штативы, лучины, воронки, весы, индикаторы). Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня 5. Натуральные объекты. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов переработки, пластмасс, волокон Учебно-тематический план 11 КЛАСС № Наименование разделов Количе Из них(количество часов) и тем ство п / часов Контрольные работы Практические Проектные, п (всего) работы тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета) Тема1.Важнейшие химические 1 3 понятия и законы Тема 2. Периодический закон и 4 периодическая система 2 химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов Тема 3. Строение вещества Тема 4. Химические реакции Тема 5. Металлы Тема 6. Неметаллы Итого: 5 7 7 9 1 1 1 В нижней части таблицы часы суммируются 35 3 3 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 11класс 34 ч/год (1 ч/нед.) Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч) Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тема 2. Периодический химических элементов учения о строении атомов (4 ч) закон и периодическая Д. И. Менделеева на система основе Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности атомов. Демонстрации. ПСХЭ ДИМ, таблицы «Электронные оболочки атомов» Тема 3. Строение вещества (5 ч) Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Золи, гели. Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов. Тема 4. Химические реакции (7 ч) Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора. Гидролиз органических и неорганических веществ Демонстрации. Различные типы химических реакций, видеоопыты по органической химии, видеофильм «Основы молекулярно- кинетической теории». Лабораторные опыты. Зависимость скорости реакции от концентрации, температуры, природы реагирующих веществ, Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема 5. Металлы (7 ч) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, железо). Оксиды и гидроксиды металлов. Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений, сплавы, взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, водой; доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида, образцы меди, железа, хрома, их соединений; взаимодействие меди и железа с кислородом; взаимодействие меди и железа с кислотами (серная, соляная), получение гидроксида меди, хрома, оксида меди; взаимодействие оксидов и гидроксидов металлов с кислотами; доказательство амфотерности соединений хрома (III). Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного. Тема 6. Неметаллы (9 ч) Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Бытовая химическая грамотность Демонстрации. Образцы неметаллов; модели кристаллических решеток, алмаза, графита, получение аммиака и хлороводорода, растворение их в воде, доказательство кислотно-основных свойств этих веществ. Сжигание угля и серы в кислороде, определение химических свойств продуктов сгорания, взаимодействие конц. серной, конц. и разбавленной азотной кислот с медью, видеофильм «Химия вокруг нас». Практикум. 1. Решение экспериментальных задач по неорганической химии; 2. решение экспериментальных задач по органической химии; 3. получение, собирание и распознавание газов. Тематическое планирование Химия ( базовый уровень) 11 класс. (1ч. в неделю, всего-34 часов) № Название разделов Количество урока и темы уроков часов Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы -3 ч 1. Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные 1 вещества 2. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и 1 превращения энергии при химических реакциях 3. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и 1 немолекулярного строения Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов - 4 ч 4. Периодический закон и Периодическая система химических 1 элементов Д.И. Менделеева. Закономерности в изменении свойств химических элементов 5-6. Строение электронных оболочек атомов химических элементов 2 7 Валентность. Валентные возможности и размеры атомов 1 химических элементов Тема 3. Строение вещества - 5 ч 8. Химическая связь. Ионная и ковалентная химические связи. 1 Типы кристаллических решеток. 9. Металлическая и водородная связи Типы кристаллических 1 решеток. 10. Причины многообразия веществ 1 11. Дисперсные системы. Обобщение знаний по темам « Основные 1 законы химии. ПЗ ПС ДИМ, Строение вещества». 12. Контрольная работа № 1 по темам 1 « Основные законы химии. ПЗ ПС ДИМ, Строение вещества». Тема 4. Химические реакции - 7 ч 13. Сущность и классификация химических реакций 1 14. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций 15. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Производство 1 серной кислоты контактным способом 16. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые 1 электролиты. Водородный показатель (pH) раствора 17. Гидролиз органических и неорганических веществ 1 18. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» 19. Контрольная работа № 2 по теме « Типы химических реакций 1 Тема 5. Металлы - 7 ч 20. Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Общие 1 свойства металлов. 21. Общие способы получения металлов. Сплавы 1 22. Электролиз растворов и расплавов 23. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии 1 24. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической 1 системы химических элементов 25. Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической 1 системы химических элементов (медь, цинк, железо) 26. Оксиды и гидроксиды металлов 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 Тема 6. Неметаллы - 9ч Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов Правила ТБ. Решение экспериментальных задач по неорганической химии Правила ТБ. Решение экспериментальных задач по органической химии Правила ТБ. Получение, собирание и распознавание газов Генетическая связь неорганических и органических веществ Обобщение и систематизация знаний по темам «Металлы» и «Неметаллы» Контрольная работа № 3 по темам « Металлы», «Неметаллы» Бытовая химическая грамотность 1 1 1 1 1 1 2