Биология (углубленный уровень)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №14»
_______________А.Н. Тряпочкина
Приказ №101 «31»августа 2023 г.

Рабочая программа учебного предмета
Предметная область: естествознание
Учебный предмет: биология (углубленный уровень)
Ступень образования: основное общее образование
Срок реализации: 2023– 2024 учебный год
Класс: 10-11

Составитель: Колупаева Елена
Владилентовна
Учитель: биологии
1 кв. категория

2023г

Рабочая программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего
общего образования составлена в соответствии
- с требованиями к результатам среднего общего образования,
утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования;
- Рабочими программами по биологии под редакцией В.К. Шумного, Г.М.
Дымшица. 10-11 классы, углубленный уровень. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина.М.Просвещение, 2018.
Изучение биологии на углублённом уровне ориентировано на подготовку к
последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных
способностей обучающихся путём более глубокого, чем предусматривается
базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения
органического мира.
Изучение биологии на углублённом уровне обеспечивает: применение
полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач,
умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами
исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного
оформления полученных результатов.
Изучение предмета на углублённом уровне позволяет формировать у
обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции
экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественно-научного образования биология как учебный
предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира;
функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку;
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из
разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у
обучающихся
интеллектуальных,
гражданских,
коммуникационных
и
информационных компетенций.
Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение
следующих задач:
1. формирование системы биологических знаний как компонента
естественно-научной картины мира;
2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3. выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а
также формирование отношения к биологии как возможной области будущей
практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на
уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для
основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том
числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных

перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд
особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными для
решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная
взрослость.
Глобальными целями биологического образования являются:
 социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и
социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную
группу либо общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в
процессе знакомства с миром живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано
обеспечить:
 ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно
методов, результатов и достижений современной биологической науки;
 развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных
интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу
научного познания;
 овладение
учебно-познавательными
и
ценностно-смысловыми
компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры,
научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и
элементарными методами биологических исследований;
 формирование экологического сознания, ценностного отношения к
живой природе и человеку.
Данная рабочая программа рассчитана на проведение 3 часов классных занятий в
неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число
учебных часов за 2 года обучения составляет 210 ч, из них 105 ч (3 ч в неделю) в 10
классе, 105 ч (3 ч в неделю) в 11 классе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Личностные результаты:
1. реализация этических установок по отношению к биологическим
открытиям, исследованиям и их результатам;
2. признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и
других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3. сформированность познавательных мотивов, направленных на получение
нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной
деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного
здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы
углублённого курса биологии являются:
1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2. умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4. умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса
биологии углублённого уровня являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
 выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных
и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов:
одноклеточных и многоклеточных; видов,
экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки,
оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах и биосфере);
 объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины
мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
 приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы,
родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения многообразия видов;
 умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
 решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
 описание особей видов по морфологическому критерию;
 выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания,
источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в
экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
 сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы,
половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 анализ и оценка различных гипотез сущности жизни,
происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических
проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей
среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
 оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:
 овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и
объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
 обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных
привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в
окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
10 класс
(34 ч, 1ч в неделю)
Введение. Живое и жизнь.
Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками.
Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой
материи. Методы познания живой природы.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Молекулы и клетки
Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория.
Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как
целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и
организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.
Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой
молекулы. Биологические функции белков.
Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза,
лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные
кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот.
Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Клеточные структуры и их функции.
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.
Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Обеспечение клеток энергией
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма,
катаболизма.
Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта.
Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза.
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление
глюкозы.

Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Наследственная информация и реализация ее в клетке
Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация.
Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.
Генетический код и его свойства.
Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот.
Теломераза.
Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.
Генная инженерия.
Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная
транскрипция.
Индивидуальное развитие и размножение организмов
Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы
митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток.
Эмбриогенез растений.
Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный
организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток
в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение.
Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в
жизненном цикле. Партеногенез.
Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и
растений.
Основные закономерности явлений наследственности
Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя.
Гибридологический метод изучения наследственности.
Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие
гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание.
Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование.
Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа
генетических закономерностей.
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы
картирования хромосом.
Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки,
ограниченные полом.
Основные закономерности явлений изменчивости
Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные
и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный
мутагенез.
Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма
реакции признака. Модификационная изменчивость.
Генетические основы индивидуального развития
Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и
дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в
эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены
млекопитающих. Мобильные генетические элементы.
Множественное действие генов. Летальные мутации.
Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные
организмы. Клонирование.
Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.
Генетика человека
Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные
болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения
наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
11 класс
(34ч, 1 ч в неделю)
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Возникновение и развитие эволюционной биологии
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина.
Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И.
Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительноанатомические,
эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых
растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы;
доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Механизмы эволюции
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.
Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации
как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в
популяциях.
Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор
— направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор.
Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции.
Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация.
Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо
жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф.
Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и
эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью.
Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных
гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата
на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория
образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие
органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Возникновение и развитие человека — антропогенез
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические,
этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства
родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека.
Австралопитеки. Первые представители рода Ното. Неандертальский человек. Место
неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека
— мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании
человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в
эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых
признаков. Ложность расистских теорий.
Селекция и биотехнология
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры
происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры
их одомашнивания.
Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической
мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений.
Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение
генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных.
Успехи селекции.
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Организмы и окружающая среда
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.
Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций.
Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций.
Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи.
Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и
межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития
экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем.
Биосфера
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и
биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные
антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов
и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем.
Биологический мониторинг и биоиндикация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования выпускник на профильном уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;

оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;

устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими
понятиями других естественных наук;

обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы
их применимости;

проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать
гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую
информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы
на основе полученных результатов;

выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;

устанавливать связь строения и функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и мРНК,
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя
знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе
комплементарности;

делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного
синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение
количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных
организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в
клетках живых организмов;

определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на
разных этапах жизненного цикла;

сравнивать разные способы размножения организмов;

характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том
числе, сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя
законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

раскрывать
причины
наследственных
заболеваний,
аргументировать
необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном
отборе;

обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений,
пород животных и штаммов микроорганизмов;

характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;

характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно
синтетической теории эволюции;

характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;

устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде;

обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения
биосферы;

оценивать практическое и этическое значение современных исследований в
биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её
объяснять;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
содержания.


Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:

организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность
по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию,
проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

прогнозировать последствия собственных исследований с учётом этических
норм и экологических требований;

выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде
схем;

анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

аргументировать
необходимость
синтеза
естественно-научного
и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;

выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы
снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.


Тематический план
10 КЛАСС
Тема
Введение. Живое и жизнь
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Молекулы и клетки.
Клеточные структуры и их функции.
Обеспечение клеток энергией
Наследственная информация и реализация её в клетке
Индивидуальное развитие и размножение организмов
Основные закономерности явлений наследственности
Основные закономерности явлений изменчивости
Генетические основы индивидуального развития
Генетика человека
Повторение 3час

11 КЛАСС
Тема
Возникновение и развитие эволюционной биологии
Механизмы эволюции
Возникновение и развитие жизни на Земле
Возникновение и развитие человека – антропогенез
Селекция и биотехнология
Организмы и окружающая среда
Сообщества и экосистемы
Биосфера
Биологические основы охраны природы
Повторение 3 час

Кол-во
часов
1

ИТОГО

2
4
4
5
4
3
3
4
4
34

Кол-во
часов
2
4
4
4
3
3
5
5
4
ИТОГО 34

УМК
1. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. Биология. Рабочие программы. 10-11 класс.
Углубленный уровень.
2. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымщиц и др. Биология. 10-11 классы.
Углубленный уровень. Учебник в 2-х частях

3. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая и др. Биология. Практикум. 10-11
классы
4. Т.Т. Фомина. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии за устные
ответы.
Оценка «5» ставится в случае:
1.
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма
программного материала.
2.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.
Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала,
при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1.
Знания всего изученного программного материала.
2.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3.
Допущения
незначительных
(негрубых)
ошибок,
недочётов
при
воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной
и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1.
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости
незначительной помощи преподавателя.
2.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3.
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении
изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1.
Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований
программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2.
Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы.
3.
Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии
и нормы оценки
знаний
и
умений
обучающихся за
самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной
негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой
ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной
речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи,
правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические
и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в
полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов,
измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ
необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение
наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно
формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего
места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники
безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с
требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях
два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает
неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по
основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в
ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно
формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению
результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более
двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков,
таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но
повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении,
в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию
учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1.
Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя
подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём
выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.
Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может
исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения
неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением
объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения,
выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков
у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по
заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса
называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и
выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию
учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и
выводов.

Тематическое планирование 10 класс
№ п/п

Тема

Кол-во
часов

Введение (3 час)
1

Биология в системе наук. Краткая история развития
биологии. Практическое значение биологических
знаний. Современные направления биологии

1

2

Методы исследования в биологии. Методы
теоретического исследования.

1

3

Объект изучения биологии. Основные критерии живого.

1

Раздел 1 Химический состав клетки ( 11час)
4

Общая характеристика химических веществ клетки

1

5

Неорганические вещества: вода, соли

1

6

Липиды особенности строения, разнообразие.

1

7

Углеводы: особенности строения, разнообразие.

1

8

Строение белковой молекулы

1

9

Функции белков. Ферменты - биологические
катализаторы

1

10

Нуклеиновые кислоты. ДНК

1

11

Нуклеиновые кислоты. РНК

1

12

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины

1

13

Вирусы-неклеточная форма жизни.

1

14

Ретровирусы и меры борьбы со СПИДом. Прионы

1

Клеточный уровень (13 часов)
15

Общая характеристика. Строение клетки, Клеточная
мембрана

1

16

Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр. Органы
движения.

1

17

Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Ядро. Ядрышки

1

18

Вакуоли, комплекс Гольджи. Лизосомы

1

19

Митохондрии. Пластиды. Включения

1

20

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов

1

21

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

22

Энергетический обмен в клетке. Бескислородный этап.
Кислородный этап

1

23

Типы клеточного питания.

1

24

Биосинтез белков. Транскрипция. Трансляция

1

25

Клеточный цикл

1

26

Деление клетки. Митоз. Мейоз

1

27

Половые клетки. Гаметогенез.

1

Организменный уровень (7 час)
28

Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон

1

29

Закономерности наследования признаков.
Моногибридное скрещивание.

1

30

Неполное доминирование. Анализирующее
скрещивание

1

31

Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков

1

32

Неаллельное взаимодействие генов. Хромосомная
теория наследования

1

33

Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.
Закономерности изменчивости

1

34

Основные методы селекции. Центры происхождения
культурных растений. Современные достижения
биотехнологии.

1

Всего 34 час

Календарно-тематическое планирование 11 класс
Тема урока
№ п/п

Количество уроков
Популяционно-видовой уровень (12час)

1.

Общая характеристика

1

2.

Виды и популяция

1

3.

Развитие эволюционных идей

1

4.

Синтетическая теория эволюции

1

5.

Движущие силы эволюции

1

6.

Изоляция. Закон Харди-Вайнберга

1

8.

Естественный отбор как фактор эволюции

1

9.

Половой отбор. Стратегия размножения

1

10

Микроэволюция и макроэволюция

1

11. Направления эволюции

1

12. Принципы классификации. Систематика.

1

Экосистемный уровень ( 11часов)
13. Общая характеристика. Экологические факторы и ресурсы

1

14. Влияние факторов среды на организмы

1

15. Естественные и искусственные экосистемы

1

16. Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз

1

17. Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм

1

18. Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество

1

19. Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз.
Конкуренция

1

20. Видовая и пространственная структура экосистемы.
Трофическая структура экосистемы

1

21. Пищевые связи в экосистеме. Экологические пирамиды

1

22. Круговорот веществ

1

23. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы

1

Биосферный уровень ( 11 часов)
24. Общая характеристика

1

25. Круговорот веществ в природе

1

26. Эволюция биосферы. Зарождение жизни

1

27. Эволюция биосферы. Кислородная революция

1

28. Происхождение жизни на Земле

1

29. Современные представления о возникновении жизни

1

30. Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой

1

31. Палеозой, Мезозой, Кайнозой

1

32. Эволюция человека. Основные этапы антропогенеза.

1

33. Движущие силы антропогенеза.

1

34. Роль человека в биосфере

1
Итого 34 час

Интернет ресурсы
Решу ЕГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/
Зуброминимум
https://www.bio-faq.ru/33ubrominimum.html
Studarium
https://studarium.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».