Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №14» (МБОУ «СОШ №14»)
Свердловская область , Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Усиевича, д.16
Тел. 8(34363) 44-244, 8(34363)45234
school14@bk.ru
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБОУ «СОШ №14»
Протокол №124от 29.12.2020г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «СОШ №14»
_____________ /Тряпочкина А.Н./
Приказ №165/о от 29.12.2020г.

Положение
о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14»

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) составлено в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 8 декабря 2020
года, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования с изменениями и дополнениями.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
рабочей программы учебного предмета, курса и дисциплины (модуля).
1.3. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» главой 1 ст. 2 п.9 образовательная программа — комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
1.4. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта
общего образования в образовательных организациях являются Примерные программы.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их
уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных
стандартов.
Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой
образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана
общеобразовательных организаций Российской Федерации, утвержденного приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и внесенными изменениями от 3 июня 2011 года.

1.5. Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в
области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 12).
1.6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением
образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных
стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования
самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ (ст.12 п. 7 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»).
1.7. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках
реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования, относятся:
 программы по учебным предметам, курсам;
 элективным курсам;
 программы внеурочной деятельности (факультативных занятий).
1.8. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью по определенной учебной дисциплине
(образовательной области).
1.9. Задачи программы:
 дать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного
предмета (курса);
 конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины
(модуля) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса
школы и контингента обучающихся.
2. Учебная рабочая программа
2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательной
организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
2.2. Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе
Примерной для конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность,
и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании,
последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм
обучения.
2.3. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:
 требований федерального государственного образовательного стандарта общего
образования;
 примерной основной образовательной программы соответствующей ступени
обучения;
 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010г. № 189 с изменениями на 22 мая 2019 года);
 учебного плана школы (федерального и регионального компонента, компонента
образовательной организации);
 годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
 основной образовательной программы школы;
 примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) или авторской программы;
 учебно-методического комплекса.
2.4. Рабочая программа выполняет следующие функции:
 является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

 определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или
профильном уровнях;
 обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
 реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
 включает модули регионального предметного содержания;
 создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
 обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
2.5. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей
корректировкой.
2.6. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
2.7. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй
сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде.
2.8. Рабочая программа реализует право каждого учителя:
 расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения;
 определять последовательность изучения материала;
 корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных
разделов и тем примерной программы в соответствии с поставленными целями;
 конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной
программы обучающимися (следует учесть, что планируемые результаты не должны
быть ниже заявленных в государственном образовательном стандарте и примерной
программе);
 включать материал регионального компонента по предмету;
 выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленности
обучающихся, виды контроля.
3. Структура рабочей программы
3.1. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта
рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по
аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы
во все структурные элементы программы с учетом особенностей своей организации,
осуществляющей образовательную деятельность,
и особенностей обучающихся
конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять
количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования
к уровню подготовки обучающихся.
3.2. Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися
обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным
стандартом.
3.3. Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:
• титульный лист;
• пояснительную записку
• общую характеристику учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
• личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
• описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности;
• планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

3.3.1. Титульный лист содержит:
• наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя
организации, осуществляющей образовательную деятельность);
• название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
• год составления программы.
3.3.2. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
• название программы, на основе которой разработана Рабочая программа;
• цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний,
умений, навыков;
• учебно-методический комплект (учебник, согласно перечню учебников,
утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения
поставленной цели в соответствии с образовательной программой организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
• количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч.
количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий, проектов исследований.
3.3.3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — основная часть
программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим
планом рабочей программы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. В нем
раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое,
художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения
(развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); профиль;
направление. В данном разделе указываются: название разделов / тем курса и их краткое
содержание.
3.3.4. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет
проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени,
предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический
план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
3.3.5. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности
обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического
здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися
образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа воспитания
имеет модульную структуру и включает в себя:
 описание особенностей воспитательного процесса;
 цель и задачи воспитания обучающихся;
 виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся
и
социальных
партнеров
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность;
 основные направления самоанализа воспитательной работы в организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
3.3.6. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
3.3.7. Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
3.3.8. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной
работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
представительные
органы
обучающихся (при их наличии).

3.3.9. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
— структурный элемент программы, определяющий основные личностные (личностные
УУД), метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД,
формирование ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской и
проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом) и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) должны
отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС,
образовательной программой образовательной организации.
4. Оформление рабочей программы
4.1. Требования к оформлению:
 Формат листа документа - А4;
 Поля - 2 см (нижнее, верхнее), 3см (левое), 1,5 см (правое);
 Шрифт - Times New Roman, кегль 12 (или 14);
 Межстрочный интервал - 1,0;
 Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2. Титульный лист считается первым, нумерация на нем не ставится.
4.3. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
4.4. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием города и названия
издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по разделам
предмета.
4.5. Страницы должны быть пронумерованы.
5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
5.1. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании соответствующего
школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям
государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения
педагогов отражается в протоколе заседания, на первой странице рабочей программы (внизу
слева) ставится гриф: РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА.
Протокол заседания методического объединения педагогов от _____№ ______
подпись руководителя МО, (кафедры), расшифровка подписи.
5.2. После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
предмет соответствия программы учебному плану МБОУ «СОШ №14» и требованиям
государственных образовательных стандартов; проверяется наличие учебника,
предполагаемого для использования в федеральном перечне. На первой странице рабочей
программы (внизу справа) ставится гриф согласования.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие)
приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ МБОУ
«СОШ №14» принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».