МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 14" РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ УВР УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Панова О.В ________________________ Тряпочкина А.Н Протокол № Приказ №87 от 31 .08.2023 Поперник О.А От 30.08.2023 г. Протокол № От 30.08.2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10-11 классов п. Красногвардейский 2023 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» составлена 1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО 3. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ«СОШ№14» 4. Учебного плана МБОУ «СОШ №14» Цель проектно-исследовательской деятельности: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебноисследовательской и проектной деятельности. Задачи проектно-исследовательской деятельности формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся; формирование у обучаемых представления об экологии как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков); развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней; воспитание сознательного отношения к труду; творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы; современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу; научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы; пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов; приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы; научить культуре работы с архивными публицистическими материалами; научить продуманной аргументации и культуре рассуждения. Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности учащихся Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системнодеятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Место проектно-исследовательской деятельности в учебном плане: 34 часа (1 час в неделю). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета /ключевых компетенций/ Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Учебно - организационные: уметь использовать в работе этапы индивидуального плана; владеть техникой консультирования; уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность. Учебно - интеллектуальные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними; уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка; уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы. Учебно - информационные: уметь применять справочный аппарат книги самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения; уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию. Учебно - коммуникативные: связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний; излагать материал из различных источников; владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Содержание курса Название раздела 1 2 3 4 5 6 Введение. Особенности проектной деятельности Алгоритм работы с литературой Работа над проектом Оформление проекта Подготовка к защите проекта Защита проекта Итого: Всего часов 9 7 6 8 3 1 35 Содержание программы Раздел 1. Введение. Особенности проектной деятельности Цели индивидуального проекта. Классификация проектов. Монопроекты и межпредметные проекты. Основной замысел, примерная тематика и жанры проекта. Обсуждение идей. Выбор и утверждение темы проекта. Выдвижение гипотезы. Определение научной проблемы: постановка цели и задач, объекта и предмета исследования. Этапы выполнения проекта. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, лабораторная работа, анкетирование, тестирование и др.). Составление плана работы над проектом. Раздел 2. Алгоритм работы с литературой Работа в библиотеке. Работа с ресурсами Интернета. Составление глоссария. Плагиат. Аннотация. Рецензия. Правила цитирования. Правила оформления библиографии. Раздел 3. Работа над проектом Сбор и систематизация материалов в соответствие с темой исследования. Индивидуальные и групповые консультации по ходу проекта. Раздел 4. Оформление проекта Требования к содержанию и оформлению проекта. Критерии и показатели оценивания проекта. Оформление графических материалов. Создание презентаций к проекту. Раздел 5. Подготовка в предзащите проекта Технология презентации. Аннотация. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на вопросы. Раздел 6. Защита проекта Публичная защита проектов. Подведение итогов. Конструктивный анализ выполненной работы. Календарно – тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Наименование темы Введение. Особенности проектной деятельности Введение. Особенности проектной деятельности Основные требования к исследованию. Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом Методы исследования Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия Алгоритм работы с литературой Алгоритм работы с литературой Алгоритм работы с ресурсами Интернета Составление глоссария по теме исследования Что такое плагиат и как его избегать в своей работе Практическое занятие с системами «антиплагиат» Аннотированный список литературы Рецензия на книгу Работа над проектом Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования. Индивидуальные занятия Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования. Индивидуальные занятия Тренинг: выдвижение гипотезы исследования. Реферат по монографии Эссе по проблеме исследования Реферат по проблеме исследования Оформление проекта Требования к оформлению письменной части работы Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению Планирование: от цели к результату Анализ, оценка письменной части проекта Критерии внешней оценки проекта Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Правила цитирования (комбинированная лекция) Правила цитирования (практическое занятие) Правила оформления библиографии (комбинированная лекция) Подготовка к защите проекта Навыки монологической речи Аргументирующая речь Умение отвечать на незапланированные вопросы. Защита проекта Представление работы, защита проекта. ИТОГО Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Перечень технических средств, имеющихся в кабинете 1. Ноутбук 2. Мультимедиапроектор 3. Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта) 4. Интерактивная доска. Учебник: Индивидуальный проект .10-11 классы. учеб.пособие для общеобразоват.организации –под ред. М.В.Половкова. М. Просвещение Для учителя: УМК Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный центр Владос