Литература

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО
На заседании учителей
русского
языка и литературы
руководитель ШМО
________________________
Конева Н.И.
Протокол №1 от «30»
августа 2023 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УР
________________________
Поперник О.А.
протокол № 1 от «30»
августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ " СОШ
№14"
________________________
Тряпочкина А.Н.
Приказ №101 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 11 классов

Красногвардейский 2023 г.

Пояснительная записка.
Программа по литературе разработана с целью оказания методической помощи
учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
Программа по литературе позволит учителю:
– реализовать в процессе преподавания литературы современные подходык
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных во ФГОС СОО;
– определить
обязательную (инвариантную)
часть
содержания по
литературе; определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии со ФГОС СОО,
федеральной рабочей программой воспитания.
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе
представлены с учётом особенностей преподавания учебного предмета на уровне
среднего общего образования, планируемые предметные результаты распределены по
годам обучения.
Литература способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров
молодого
поколения, так
как
занимает
ведущее
место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности
литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира,
а
богатство и многообразие человеческого бытия выраженов художественных образах,
которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение
и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и
понимания
художественного
произведения,
умения его анализировать и
интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно с
учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования, происходит
углубление межпредметных связей с русским языком и учебными предметами
предметной области «Общественно-научные предметы», что способствует развитию
речи, историзма мышления, формированию художественного вкуса и эстетического
отношения к окружающему миру.
В федеральной рабочей программе по литературе учтены все этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХIвека, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов Россиии зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
Цели изучения литературы на уровне среднего общего образования состоят в:
– сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам;
– развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов;

– осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого
интереса к чтению как средству приобщения к российскомулитературному наследию и
сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений,
осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании
коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и
способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере
лучших литературных образцов.
Достижение целей изучения литературы возможно при комплексном решении
учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и
сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении обучающихся к
лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI
века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы
духовного опыта человечества, этико- нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним,
приобщением к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений
русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение
составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во
внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интересак литературе, чтению,
образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на
развитие умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности,культурного
контекста и связей с современностью с использованием теоретико- литературных знаний
и представления об историко-литературном процессе. Крометого, эти задачи связаны с
развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением
сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а
также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной
картины жизни, созданной авторомв литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности ив
дальнейшей
жизни,
направлены
на
расширение
представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка в литературных текстах, овладение
разными способами информационной переработки текстов с
использованием
важнейших
литературных
ресурсов,
в
том
числе в информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет).
В соответствии с ФГОС СОО литература является обязательным предметом на
данном уровне образования. Общее число часов, рекомендованных для изучения
литературы, – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю, реализовано в 2022-2023
учебном году), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание учебного предмета. 11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А.И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). «Гранатовый
браслет».
Л.Н. Андреев. Рассказы и повести. «Иуда Искариот»
М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов»
Пьеса «На дне». Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух
стихотворений одного поэта по выбору). Например, стихотворения К.Д. Бальмонта, М.А.
Волошина,
Н.С. Гумилёва и другие.
Литература ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы (два по выбору). «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и другие.
А.А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Незнакомка», «Россия»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла
«На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О,
весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и другие.Поэма
«Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «А вы могли бы?»,
«Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо
Татьяне Яковлевой» и другие. Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и другие.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём,
под собою не чуя страны…» и другие.
М.И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…»,
«Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о
Москве») и другие.
А.А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Песня последней
встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»,
«Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество»,
«Приморский сонет», «Родная земля» и другие. Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М.А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по
выбору).
А.П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). «В прекрасном
и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и другие.
А.Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Вся суть в одномединственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я
знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и другие.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух

писателей по выбору). В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»;
Ю.В. Бондарев «Горячий снег»; В.В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская
баллада»; Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была
война»; К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В.Л. Кондратьев
«Сашка»; В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е.И. Носов «Красное вино победы»,
«Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов «В августе сорок четвёртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению
не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского,
Ю.Д. Левитанского, С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и
других.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). В.С. Розов «Вечно живые» и другие.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору).
«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Ввсём мне
хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым
некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие.
А.И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»).
В.М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). «Срезал», «Обида»,
«Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и другие.
В.Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
«Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и другие.
Н.М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «Звезда полей», «Тихая моя
родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду
скакать по холмам задремавшей отчизны...» и другие.
И.А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). «На смерть Жукова»,
«Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На
столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя
в клетку…» и другие.
Проза второй половины XX – начала XXI века
Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трёх прозаиков по
выбору). Ф.А. Абрамов («Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и
другие); Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и
другие); В.И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и
другие);
Г.Н. Владимов («Верный Руслан»); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из
Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и другие);
Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько
плакал» и другие); В.О. Пелевин (роман «Жизнь насекомых» и другие);
Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие
(повесть «Пикник на обочине» и другие); Ю.В. Трифонов (повести «Обмен»,
«Другая жизнь», «Дом на набережной» и другие); В.Т. Шаламов («Колымские рассказы»,
например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и другие) и другие.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века
Стихотворения по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору).
Например, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко,
Н.А. Заболоцкого, Т.Ю. Кибирова, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н. Мартынова,
Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, А.А. Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века

Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). А.Н. Арбузов «Иркутская
история»; А.В. Вампилов «Старший сын»; К.В. Драгунская «Рыжая пьеса» и другие.
Литература народов России. Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного
произведения по выбору). Рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова
«Синий ветер каслания» и другие; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля,
М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и других.
Зарубежная литература. Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения
по выбору).
Произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»;
Ф. Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»;
Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый
мир»;
Э. Хемингуэя «Старик и море» и других.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору). Стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота и другие.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Б.
Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда
«Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и других.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
В результате изучения литературы на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,

истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на
примерах из литературы.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность
оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение
к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на
литературные произведения;
4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно - оздоровительной
деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и
поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность
в процессе литературного образования; интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных
героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально
экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение
опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в
произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России; 8) ценности
научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и
читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с
опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
Метапредметные результаты.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на

собственный читательский опыт.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на
художественные
произведения;
способностью
и
готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных произведений, в
познавательную и
практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той
или иной темы по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и другие) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе
на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные

ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение
литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной
литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии;
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать
себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе
в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и
проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать
своё право
и
право других на
ошибки
в
дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и
во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне среднего общего

образования должны обеспечивать:
1)
осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2)
осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3)
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко- культурного
и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной
классической и современной литературы, в том числе литературы народов России:
рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; рассказы И.А. Бунина и А.И. Куприна;
стихотворения и поэма «Двенадцать» А.А. Блока; стихотворения и поэма «Облако в
штанах» В.В. Маяковского; стихотворения С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, М. И.
Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; роман Н.А. Островского
«Как закалялась сталь» (избранные главы); роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»
(избранные главы); роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»);
роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия»; роман В.О. Богомолова «В августе сорок
четвертого», одно произведение А.П. Платонова; стихотворения А.Т. Твардовского, Б.Л.
Пастернака, повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; произведения
литературы второй половины XX – XXI века: не менее двух прозаиков по выбору (в том
числе Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, А.Г. Битова, Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева, К.Д.
Воробьёва, Ф.А. Искандера, В.Л. Кондратьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и других);
не менее двух поэтов по выбору (в том числе И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, В.С.
Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, А.С. Кушнера, Б.Ш. Окуджавы, Р.И.
Рождественского, Н.М. Рубцова и другие); пьеса одного из драматургов по выбору (в том
числе А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова, В.С. Розова и других); не менее двух произведений
зарубежной литературы (в том числе романы и повести Ч. Диккенса, Г. Флобера, Дж.
Оруэлла, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р. Брэдбери; стихотворения А.
Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и другие); не менее одного произведения из
литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля,
М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю.
Шесталова и других);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов
в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве
формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в
нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне основного общего образования): конкретноисторическое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и

новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство;
миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика
и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь;
стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо- тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные
образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их
с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр,
кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции,
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной
литературе и умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
К концу обучения в 11 классе предметные результаты освоения программы по литературе
должны обеспечивать:
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание
исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое
пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную
литературу конца XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном культурном развитии общества; воспитание
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов России
и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места
русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной
литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и современной
литературы, их историко-культурного и нравственно- ценностного влияния на
формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания, с
современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных

устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы;
свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших
образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в
нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных
терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне основного общего
образования): конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве
писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное
время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный
процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм
(символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и
комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды
тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ;
системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник,
верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и другие);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек
и электронных библиотечных систем.
Календарно-тематическое планирование уроков.
№
Раздел, Тема
п/п
Раздел 1. Литература конца XIX — начала ХХ века
1
Литература конца XIX — начала ХХ века
2
А. И. Куприн. Рассказы и повести
(одно произведение по выбору)
3
Проблематика
рассказов
писателя.
Художественное мастерство писателя.
4
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести
5
Л. Н. Андреев. «Иуда Искариот».

Кол-во часов

1
1
1
1
1

Дата

Проблематика произведения. Трагическое
мироощущение автора
6
Контрольная работа
7
М.
Горький.
Рассказы (один по
выбору). Пьеса «На дне»
8
Пьеса «На дне». Социально- философская
драма «На дне». История создания, смысл
названия произведения.
9
Тематика, проблематика, система образов
драмы.
10
«Три правды» в пьесе «На дне» и их
трагическое
столкновение.
11
Новаторство Горького- драматурга.
12
Серебряный век русской литературы.
Эстетические программы модернистских
объединений.
13
Художественный мир поэта. Основные
темы и мотивы лирики поэта
14
Контрольная работа
Раздел 2. Литература ХХ века
15
И. А. Бунин. Основные этапы жизни и
творчества
16
И.А. Бунина. Рассказы «Антоновские
яблоки», «Чистый понедельник»,
«Господин из Сан- Франциско» и др.
17
Тема любви в произведениях
И.А. Бунина. Образ Родины
18
Развитие речи
19
Основные этапы жизни и творчества А.А.
Блока. Поэт и символизм. Разнообразие
мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в
поэзии. Образ «страшного мира» в лирике
А.А. Блока. Тема Родины.
Поэма «Двенадцать». Поэт и революция.
20А. А. Блок. Стихотворения «Незнакомка»,
21
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«Река
раскинулась.
Течёт,
грустит
лениво…»
(из
цикла
«На
поле
Куликовом»), «На железной дороге», «О
доблестях, о подвигах, о славе...», «О,
весна, без конца и без краю…», «О, я хочу
безумно жить…» и др.
22
Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: история
создания, многоплановость, сложность
художественного мира поэмы. Герои
поэмы «Двенадцать», сюжет, композиция,
многозначность финала. Художественное
своеобразие языка поэмы.
23
Развитие речи
24
Основные этапы жизни и творчества В.В.
Маяковского.
Новаторство
поэтики

1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

2

1

1
1

25

26

27
28

2930

3132
3334
3536

3738

3940
4142
43

4445
46

47

Маяковского. Лирический герой ранних
произведений поэта. Поэт и революция.
Сатира в стихотворениях Маяковского.
Своеобразие любовной лирики
Маяковского.
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее
трёх по выбору). «А вы могли бы?», «Нате!»,
«Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся»,
«Письмо
Татьяне
Яковлевой» и др
Поэма
«Облако
в
штанах».
Художественный мир поэмы
Основные этапы жизни и творчества С.А.
Есенина. Особенности лирики поэта и
многообразие тематики стихотворений
С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь,
моя родная...», «Письмо матери», «Собаке
Качалова»,
«Спит
ковыль. Равнина
дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,
«Не жалею, не зову, не плачу…», «Я
последний
поэт
деревни…»,
«Русь
Советская», «Низкий дом с голубыми
ставнями...» и др.
О.Э. Мандельштама. Основные мотивы
лирики поэта, философичность егопоэзии
Страницы жизни и творчества М.И.
Цветаевой. Многообразие тематики и
проблематики в лирике поэта
Основные этапы жизни и творчества А.А.
Ахматовой.
Многообразие
таматики
лирики. Любовь как всепоглощающее
чувствов лирике поэта.
Гражданский пафос, темаРодины и судьбы
в творчестве поэта. Поэма «Реквием».
История создания поэмы А.А. Ахматовой
«Реквием».
Развитие речи
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась
сталь»(избранные главы). Страницы жизни и
творчества Н.А. Островского.
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
(избранные главы). Основные этапы жизни и
творчества М.А. Шолохова..
История создания шолоховского эпоса.
Особенности жанра. Роман- эпопея «Тихий
Дон». Система образов
Тема семьи.
Нравственные
ценности
казачества. Трагедия целого народа исудьба
одного человека. Проблема гуманизма
в эпопее.
Основные этапы жизни и творчества М.А.

1

1

1
1

2

2
2

2

2

2
2

1

2

1

1

4849

50
51

5253

5456

5759

60
6162
63

6465
66
67
6869
7071

Булгакова
История создания произведения «Мастер и
маргарита».
Своеобразие жанра и
композиции произведения. Многомерность
исторического пространства.
Развитие речи
Система образов. Эпическая широта
изображенной
панорамы
и
лиризм
размышлений
повествователя.
Смысл
финала
Картины жизни и творчества А. П.
Платонова. Утопические идеи произведений
писателя.
Особый тип платоновского героя. Высокий
пафос и острая сатира произведений
Платонова. Самобытность языка и стиля
писателя
Страницы жизни и творчества А.Т.
Твардовского. Тематика и проблематика
произведений автора. Основные мотивы
лирики Твардовского. Поэт и время. Тема
Великой Отечественной войны. Тема
памяти. Доверительность и исповедальность
лирической интонацииТвардовского
Историческая
правда
художественных
произведений о Великой Отечественной
войне. Своеобразие «лейтенантской» прозы.
Героизм и мужество защитников Отечества.
Традиции реалистической прозы о войне в
русской литературе
Развитие речи
Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева.
История создания романа
«Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок
четвертого».
Мужество
и
героизм
защитников Родины
Поэзия о Великой Отечественной войне.
Драматургия о Великой
Отечественной
войне.
Основные этапы и жизни и творчества Б.Л.
Пастернака.
Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л.
Пастернака. Тема человека и природы.
Философская глубиналирики Пастернака
Основные этапы жизни итворчества
А.И. Солженицына. Автобиографизм прозы
писателя.
Своеобразие
раскрытия
«лагерной» темы. Рассказ Солженицына
«Один день Ивана Денисовича», творческая
судьба произведения.

2

1
1

2

3

3

1
2

1

2
1
1
2

2

Контрольная работа
1
Нравственные искания героев рассказов В.М. 2
Шукшина.
Своеобразие «чудаковатых»
персонажей
75Страницы жизни и творчества В. Г. 2
76
Распутина. Изображение патриархальной
русской
деревни.
Тема
памяти
и
преемственности поколений. Взаимосвязь
нравственных и экологических проблем в
произведениях В. Г. Распутина
77Страницы жизни и творчества Н.М. Рубцова. 2
78
Тема Родины в лирике поэта. Задушевность и
музыкальность поэтического слова Рубцова
79Основные этапы жизни и творчества И.А. 2
80
Бродского. Основные темы лирических
произведений
поэта.
Тема
памяти.
Философские мотивы в лирике Бродского.
Своеобразие поэтического мышления и
языка поэта Бродского.
Раздел 3. Проза второй половины XX – начала XXI века
81
Ф.А. Абрамов («Братья и сёстры» 1
(фрагменты из романа)
82
Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, 1
бегущий краем моря», «Белый пароход»
83
Нравственные
искания
героев 1
произведений писателей второй половины
ХХ – начала ХХI века. Разнообразие
повествовательных форм в изображении
жизни современного общества
84Проектная деятельность
2
85
Раздел 4. Поэзия второй половины XX – начала XXI века
86Страницы жизни и творчества поэта. 2
87
Тематика и проблематика лирики поэта.
Художественные приемы и особенности
поэтического
языка
автора
(Б.
А.
Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С.
Высоцкого, Е. А. Евтушенко
88Внеклассное чтение
2
89
Раздел 5. Драматургия второй половины XX – начала XXI века
90
Драматургия второй половины ХХ – начала 1
XXI века. Пьесы А. Н. Арбузов «Иркутская
история»; А. В. Вампилов «Старший сын»;
91
Развитие речи
1
Раздел 6. Литература народов России
93Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть
2
93
Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и
др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова,
М.Джалиля, М.Карима, Д.Кугультинова,
К.Кулиева. Страницы жизни и творчества
72
7374

9495

писателя.
Проектная деятельность

Раздел 7. Зарубежная литература
96Э. М. Ремарка «На западномфронте без
97
перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»;Г. Уэллса
«Машина времени»; О. Хаксли «О дивный
новый мир»;Э. Хемингуэя «Старик иморе» и
др.
98
Г. Аполлинер, Т. С. Элиот.
Общий обзор европейской поэзии XX века.
Основные
направления.
Проблемы
самопознания, нравственного выбора
99
Общий обзор зарубежной драматургии ХХ
века. Пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её
дети»;М. Метерлинка «Синяя птица»; О.
Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса
«Трамвай Желание“»; Б. Шоу «Пигмалион»
и др.
100
Контрольная работа
101- Резервное время

2

2

1

1

1
2

102
ИТОГО
Развитие речи
Внеклассное чтение
Итоговые контрольные работы
Подготовка и защита проектов
Резервное время

102
7
2
4
4
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».