Р.П. Математика в вопросах и заданиях, 1-3 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
учителей начальных
классов

Заместитель директора
по УР

Директор

________________________
________________________ ________________________
Поперник О.А.
Аббасова К.С.
Тряпочкина А.Н.
пр. №1
пр. №1
пр. №101
от 30.08.2023 г.
от 29.08.2023 г.
от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
( в вопросах и заданиях)

для обучающихся 1– 3 классов

п.Красногвардейский 2023

Планируемые результаты освоения математики в вопросах и заданиях
Программа обеспечивает достижение ученикам начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты:

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и
передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Числа и величины
Выпускник научится:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;


устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному
правилу
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —
грамм; час — минута, минута — секунда;

километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр,
сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием
таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том
числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе
с нулем и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;

вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических
действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:

выполнять действия с величинами;

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;

решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:

решать задачи в 3—4 действия;

находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;


распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:

распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед,
пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:

вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из
прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:

читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:

читать несложные готовые круговые диаграммы;

достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;

понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план
поиска информации;

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);

планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;

интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного предмета
1 класс
Общие понятия.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные
представления). Признаки предметов.Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер,
назначение, материал, общее название.Выделение предметов из группы по заданным свойствам,
сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными
свойствами.Отношения.Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства,
неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему
числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.Ноль. Число 10.
Состав числа 10.Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток.
Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.Чтение и запись чисел. Разряд десятков
и разряд единиц, их место в записи чисел.Сравнение чисел, их последовательность.
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.Сложение и вычитание в пределах
десяти.Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус),
= (равно).Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания.
Взаимосвязь операций сложения и вычитания.Переместительное свойство сложения. Приёмы
сложения и вычитания.Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие
случаи вычитания.Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на
...».Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Алгоритмы сложения и вычитания однозначных
чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.
(Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие
свойства величин.Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на
...»
Элементы геометрии.Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники
как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.Вычисление суммы длин сторон
прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения.
Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.Числовые головоломки, арифметические
ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и
составление фигур. Задачи с палочками.
2 класс
Числа и операции над ними.Числа от 1 до 100. Нумерация. Десяток. Счёт десятками.
Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел.
Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых.Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд
десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.Сложение и вычитание чисел. Операции
сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов
сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания.
Приёмы рациональных вычислений.Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся
нулями.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Алгоритмы
сложения и вычитания.Умножение и деление чисел.Нахождение суммы нескольких одинаковых
слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения.
Переместительное свойство умножения.Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и
деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения
между единицами измерения длины.Перевод именованных чисел в заданные единицы

(раздробление и превращение).Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и
прямоугольника.Цена, количество и стоимость товара.Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.Простые и составные текстовые задачи, при решении которых
используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.Обозначение геометрических фигур буквами.Острые и тупые
углы.Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений
выражений видаа ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной. Использование
скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях,
содержащих два и более действия со скобками и без них.Решение уравнений видаа ± х = b; х – а
= b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические
фокусы.Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
3 класс
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение). Устные и письменные приёмы
сложения и вычитания. Умножение и деление чисел в пределах 100.Операции умножения и
деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления
относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство
умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.
Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.
Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные
числа.Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.Числа от 1 до
1 000. Нумерация. Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков,
единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел.
Сравнение чисел.Сложение и вычитание чисел. Операции сложения и вычитания над числами в
пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.Умножение и деление чисел
в пределах 1000.Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное
умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и
деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись
умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное.
Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час,
сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.Длина.
Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.Масса. Единица
измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.Скорость,
расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х
= с : b; х : а = с ± b ; а ∙ х = с ± b ; а : х = с ∙ b ит.д.
Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи.

Тематическое планирование
1 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема

Кол-во
часов

Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых
числительных).
Сравнение групп предметов.
Сравнение групп предметов: столько же, больше, меньше.
На сколько больше? На сколько меньше?
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Луч.
Ломаная линия. Звено, вершина ломаной.
Соотнесение рисунка и числового равенства. Числа от 1 до 5.
Знаки «>», «<», «=».
Равенство. Неравенство.
Многоугольники
Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.
Увеличить на… Уменьшить на…
Нумерация. Числа от 1 до 10, число 0
Задача (условие, вопрос).
Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи на разностное сравнение чисел.
Килограмм.
Литр.
Устная нумерация чисел от 1 до 20
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.
Дециметр.
Приём вычитания с переходом через десяток.
Ознакомление с задачей в два действия.
Ознакомление с задачей в два действия.
Приёмы сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Случаи сложения вида +2, +3.
Случаи сложения вида +4.
Случаи сложения вида +5.
Случаи сложения вида +6.
Случаи сложения вида +7.
Геометрические фигуры.
Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 20.

1

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

2 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема

Кол-во
часов

Однозначные и двузначные числа.
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сумма и разность отрезков.
Порядок выполнения действий. Скобки.
Сравнение числовых выражений.
Периметр многоугольника.
Свойства сложения.
Прием вычислений вида 30-7.
Прием вычислений вида 60-24.
Закрепление изученного по теме «Приёмы вычислений»
Буквенные выражения. Закрепление.
Уравнение. Решение уравнений методом подбора.
Проверка сложения и вычитания.
Угол. Виды углов.
Сложение вида 37+48.
Прямоугольник.
Сложение вида 87+13.
Решение задач.
Вычисления вида 32+8, 40-8.
Вычисления вида 50-24.
Задачи на умножение.
Умножение нуля и единицы.
Название компонентов и результата умножения.
Решение задач.
Переместительное свойство умножения.
Конкретный смысл действия деления.
Конкретный смысл действия деления.
Прием деления, основанный на связи между компонентами и
результатом умножения.
Приемы умножения и деления на 10.
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
Деление на 2.
Что узнали. Чему научились.
Умножение числа 3 и на 3.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

1
1
1
1
1
1
34

3 класс
№
урока
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема

Таблица умножения и деления с числом 3.
Таблица умножения на 4.
Таблица умножения на 4.
Таблица умножения и деления с числом 5.
Таблица умножения и деления с числом 5.
Площадь. Сравнение площадей фигур.
Площадь. Сравнение площадей фигур.
Решение задач.
Решение задач.
Доли.
Окружность. Круг.
Диаметр круга. Решение задач.
Решение уравнений.
Решение уравнений.
Деление с остатком.
Деление с остатком.
Деление с остатком.
Случаи деления, когда делитель больше делимого.
Случаи деления, когда делитель больше делимого.
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Единицы массы. Грамм.
Алгоритм сложения трёхзначных чисел.
Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.
Решение задач.
Решение задач.
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на
однозначное.
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на
однозначное.
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
Проверка деления.
Проверка деления.
Знакомство с калькулятором.
Обобщающий урок. Игра «По океану Математики».
Итого

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Моро М.И., Волкова С.И., Степанова
С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Математика: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова
Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Математика (в 2 частях), 3 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. и др. Математика. Примерные рабочие
программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс.—М.: ВАКО
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс.—М.: ВАКО
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 3 класс.—М.: ВАКО
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/
Моя школа
https://myschool.edu.ru/
Мобильная электронная школа
https://mob-edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».