Основы финансовой грамотности, 8класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №14» (МБОУ «СОШ №14»)
Свердловская область , Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Усиевича, д.16
Тел. 8(34363) 44-244, 8(34363)45234
school14@bk.ru
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБОУ «СОШ №14»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «СОШ №14»

Протокол №121 от 29.08.2020г.

_____________ /Тряпочкина А.Н./
Приказ №96 /о от 30.08.2020г.

Рабочая программа учебного предмета

Предметная область: Общественно – научные предметы
Учебный предмет: Основы финансовой грамотности
Уровень образования: основное. среднее
Срок реализации: 1 года
Класс: 8 класс

Приложение к основной образовательной программе начального /основного/среднего
общего образования МБОУ «СОШ №14»

2020г.

Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
Личностные
результаты
 сформированность
у выпускника гражданской позиции
как активного и
ответственного
члена российского
об-щества,
осознаю-щего свои
консти-туционные
права
и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
 сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общ-ва;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению;
 выявление и мотивация к раскрытию
лидерских и предпринимательских
качеств;

Метапредметные
результаты
Метапредметные
результаты включают три
группы универсальных
учебных
действий
(УУД): регулятивные,
познавательные,
коммуникативные:
1. Регулятивные УУД:
 умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать
для
себя новые задачи в
учебе
и
познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение
самостоятельно
планировать пути достижения личных финансовых целей, в том
числе альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения финансовых
задач;
 умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе достижения
результата,
определять
способы
действий в рамках
предложенных
условий
и
требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяю-

Предметные результаты
Выпускник научится:
 характеризовать и иллюстрировать
конкретными
примерами
группы
потребностей человека;
 различать экономические явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные практические
задания по анализу состояния личных
финансов;
 понимать влияние инфляции на
повседневную жизнь;
 применять способы анализа индекса
потребительских цен;
 анализировать несложные ситуации,
связанные с гражданскими, трудовыми
правоотношениями в области личных
финансов;
 объяснять проблему ограниченности
финансовых ресурсов;
 знать и конкретизировать примерами
виды налогов;
 различать
сферы
применения
различных форм денег;
 характеризовать экономику семьи;
анализировать структуру семейного
бюджета;
 формулировать финансовые цели,
предварительно
оценивать
их
достижимость;
 грамотно обращаться с деньгами в
повседневной жизни;
 различать виды ценных бумаг;
 находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера
относительно личной финансовой
безопасности,
полученную
из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные;
 определять практическое назначение
основных
элементов
банковской
системы;
 различать виды кредитов и сферу их
использования;
 уметь рассчитывать процентные ставки
по кредиту;
 разумному
и
безопасному
финансовому поведению;

 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении
всей жизни; сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
 мотивация к труду,
умение оценивать
и аргументировать
собственную точку
зрения по финансовым проблемам,
 стремление строить свое будущее
на основе целеполагания и планирования;
 осознание ответственности за настоящее и будущее
собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и
государства.

щейся ситуацией;
 формирование
навыков
принятия
решений на основе
сравнительного
анализа финансовых
альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов
и расходов личного
бюджета,
навыков
самоана-лиза
и
самоменедж-мента.
2.
Познавательные
УУД:
 умение
определять
понятия,
создавать
обоб-щения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы на
примере материалов
данного курса;
 умение
создавать,
применять
и
преобразовывать
знаки и символы,
модели и схемы для
решения
задач
данного курса;
 находить и приводить
критические
аргументы
в
отношении действий и
суждений
другого;
спокойно и разумно
относиться
к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного

 применять правовые нормы по защите
прав потребителей финансовых услуг;
 выявлять признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении
физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать состояние финансовых
рын-ков,
используя
различные
источники информации;
 применять теоретические знания по
финансовой
грамотности
для
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
 анализировать
и
извлекать
информацию, касающуюся личных
финансов из источников различного
типа и источников, созданных в
различных знаковых системах (текст,
таблица,
график,
диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
 сопоставлять свои потребности и
возможности,
оптимально
распределять свои материальные и
трудовые
ресурсы,
составлять
семейный
бюджет
и
личный
финансовый план;
 грамотно
применять
полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя,
члена
семьи
и
гражданина;
 применять полученные экономические
знания для эффективного исполнения
основных социально-экономических
ролей заемщика и акционера;
 использовать приобретенные знания
для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
 определять воздействие факторов,
влияющих на валютный курс;
 применять полученные теоретические
и
практические
знания
для
эффективного
использования
основных социально-экономических
ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
 оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
 применять полученные теоретические

суждения, рассматривать их как ресурс
собственного
развития.
3. Коммуникативные
УУД:
 осуществлять деловую
коммуникацию как со
сверстниками, так и со
взрослыми
(как
внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать
партнеров для деловой
коммуникации исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия, а не
личных симпатий;
 формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования ИКТтехнологий
(ИКТкомпетенции),
навыков работы со
статистической,
фактической
и
аналитической финансовой информацией;
 координировать и выполнять
работу в
условиях реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия.

и
практические
знания
для
определения
экономически
рационального поведения;
 оценивать
и
принимать
ответственность
за
рациональные
решения и их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества
в целом;
 разрабатывать
и
реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности на основе полученных
знаний по финансовой грамотности и
ценностных ориентиров;
 на основе правовых знаний в области
защиты
прав
потребителей
финансовых услуг, полученных в
результате изучения данного курса,
учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от
мошенничества на финансовом рынке;
 использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических
ролей;
решения
практических
задач,
связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования
собственной
познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и
поведения людей с экономической точки
зрения;
осуществления
самостоятельного
поиска, анализа и использования
экономической
и
финансовой
информации, для диверсификации своей
финансовой
деятельности,
использования в случае необходимости
банковских ячеек, банковских карт,
банковских переводов.

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
Тема 1. Личное финансовое планирование (6 час)
Человеческий капитал. Определение целей. Принятие решений. Бюджет семьи.
Определение финансовой цели. Стратегия достижения финансовой цели. Личный
финансовый план.
Тема 2. Депозит (4 час)
Инфляция. Банковская система. Депозит. Условия депозита. Депозитный договор. Риски.
Тема 3. Кредит (5 час)
Банковский кредит. Виды кредитов. Условия кредитов. Автокредит. Ипотека. Сравнение
кредитных предложений.
Тема 4. Расчетно-кассовые операции (3 час)
Валюта. Банковская ячейка. Банковская карта. Дорожный чек. Овердрафт. Электронные
деньги. Банкинг.
Тема 5. Страхование (4 час)
Страховая компания. Виды страхования. Условия страхования. Риски. Выбор страховой
компании. Страховой полис и правила страхования. Страховое возмещение.
Тема 6. Инвестиции (4 час)
Инвестиции. Инвестиционные инструменты. Инвестиционные риски. Стратегия
инвестирования. Инвестиционные портфель и правила его формирования. Типичные
ошибки инвестора.
Тема 7. Пенсии (2 час)
Пенсия. Государственная пенсионная система и ее устройство. Корпоративные
инвестиционные программы. Размер пенсии. Накопление и преумножение пенсионных
сбережений.
Тема 8. Налоги (2 час)
Налоги. Виды налогов. Налоговая система России. НДФЛ. Имущественный налог.
Налоговая декларация.
Тема 9. Финансовые махинации (4 час)
Виды финансовых махинаций. Защита банковской карты. Махинации с кредитами.
Мошеннические инвестиционные предложения. Действия при попадании в
мошенническую схему.
Тематическое планирование курса «Основы финансовой грамотности»
№
п/п

тема уроков

1. Личное финансовое планирование (6 час)
Личное финансовое планирование. Введение в предмет
1
Человеческий капитал
2
Принятие решений
3
Использование SWOT-анализа для выбора карьеры
4
Домашняя бухгалтерия
5
Составление личного финансового плана
6
2. Депозит (4 час)
Депозит. Накопление и инфляция
7
Что такое депозит и какова его природа
8
Условия депозита
9
Преимущества и недостатки депозита
10

Кол
ичес
тво
часо
в
1
1
1
1
1

1
1
1
1

3. Кредит (5 час.)
Кредит. Как работает кредит
11
Характеристики кредита
12
Практикум. Принятие решения о взятии кредита
13
Как выбрать наиболее подходящий кредит
14
Как сэкономить при использовании кредита
15
4. Расчетно-кассовые операции (3 час.)
Расчетно-кассовые мероприятия. Хранение, обмен и перевод денег
16
Платежные средства
17
Электронные деньги. Дистанционное банковское обслуживание
18
5. Страхование (4 час.)
Страхование. Способы защиты от рисков
19
Виды страхования
20
Практикум. Принятие решения о покупке страховки
21
Как использовать страхование в повседневной жизни
22
6. Инвестиции (4 час.)
Инвестиции. Основы инвестирования
23
Основы инвестирования
24
Практикум по инвестированиям
25
Процесс инвестирования
26
7. Пенсии (2 час.)
Пенсии. Пенсионная система
27
Частные пенсии
28
8. Налоги (2 час.)
Налоги. Как работает налоговая система
29
Правила расчета налогов на физических лиц в России
30
9. Финансовые махинации (5 час.)
Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами
31
Махинации с кредитами
32
Финансовые пирамиды
33
34- Подведение итогов. Обобщающий урок по курсу
35
ИТОГО:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
35
часов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».