МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Артемовский городской округ МБОУ "СОШ № 14" РАССМОТРЕНО методический совет учителей ОБЖ и физической культуры ________________________ М.А.Аббасов Протокол №1 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по директор МБОУ "СОШ УВР №14" ________________________ ________________________ О.А.Поперник А.Н.Тряпочкина Протокол от «30» августа Приказ № 87 от «31» 2023 г. августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-7 класс п. Красногвардейский 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-7 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённого Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. Программа разработана на основе примерной программы для основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Егорова С. Н. для общеобразовательных организаций. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова : учебник для общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов. — Москва : Просвещение, 2021 г Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Личностные результаты 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан- ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах; 9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты 1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) Смысловое чтение; 9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты 1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 2) Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3) Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 4) Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 5) Понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 6) Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 7) Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 8) Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 9) Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; 10) Знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 11) Умение оказать первую помощь пострадавшим; 12) Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости; 13) Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 14) Овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Раздел 2. Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Человек и его безопасность Опасности в жизни человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Возникновение опасных ситуаций из-за человеческого фактора. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности. Разновидности чрезвычайных ситуаций. Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера. МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ» Здоровье и факторы, влияющие на него Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Как сохранить здоровье. Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для развития организма. Личная гигиена. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день. Предупреждение вредных привычек. Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приёму наркотических и токсикоманических веществ. Основные правила здорового образа жизни. Здоровье и правила его сбережения Факторы, способствующие сбережению здоровья. Правильное и неправильное питание. Закаливание организма. Факторы, разрушающие здоровье. Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес. Профилактика вредных привычек. Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой зависимости. Игромания. Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Физические, химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды. Экологическая безопасность. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе. Туризм как часть комплекса ГТО. Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения Эпидемии. Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия коронавируса.Правила профилактики коронавируса. Эпизоотии. Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных. Эпифитотии. Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений. Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Защита от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Здоровье и здоровый образ жизни Зависимость благополучия человека от его здоровья. Как индивидуальную модель здорового образа жизни. Как избежать заболеваний. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Табакокурение. Электронные Наркозависимость. сигареты. Не употребляйте Здоровье как важная составляющая благополучия чело- века. сформировать инфекционных алкогольные напитки. Физиологическая составляющая здоровья. Психологическая составляющая здоровья. Нравственная составляющая здоровья. Что включает в себя здоровый образ жизни. Обязательные правила при составлении режима дня. Преодоление социальных опасностей, угрожающих здоровью и жизни. Значение репродуктивного здоровья для населения страны. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Улучшение демографической ситуации на государственном уровне. Семейно-брачные отношения. Репродуктивная функция семьи. Что нужно понимать перед тем, как создать семью. Семейное право в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» Безопасное поведение на дорогах и в транспорте Правила поведения для пешеходов. Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам. Правила поведения для пассажиров. Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена. Если вы водитель велосипеда. Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда. Безопасность участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Кнопка SOS в автомобиле. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте. Безопасность на авиационном и водном транспорте. Что делать в случае возникновении аварийной ситуации в самолёте. Безопасность пассажиров морских и речных судов. Как вести себя при кораблекрушении. Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Поездка в поезде дальнего следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего следования. Безопасность в метрополитене. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» Безопасность вашего жилища Среда обитания человека. Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы). Службы, которые всегда приходят на помощь. Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Основные правила безопасности на улице. Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе. Безопасность дома. Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена жилища. Безопасность в подъезде и на игровой площадке. Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо соблюдать, чтобы не подвергнуться нападению. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке. Как вести себя при пожаре. Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать пожара. Безопасность в повседневной жизни Пожарная безопасность в помещениях. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью. Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Средства бытовой химии. Безопасность в быту Обеспечение личной безопасности в быту. Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Употребление лекарств. Потеря ключей. Пожары в зданиях. Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы пожара. Правила использования электроприборов. Как вести себя при пожаре в общественном месте. Предупреждение пожаров и меры по защите населения. Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны. Государственная противопожарная служба (ГПС), её функции. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома, которые необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой злоумышленников. Советы на всю жизнь. Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать криминальных угроз. Как улучшить отношения с окружающими Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека. Методы самовнушения, самоубеждения и самоприказа в борьбе со стрессом. Конфликт — особенности общения. Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Безопасность в социальных сетях. Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в группы смерти. Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры «Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества. Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой манипулировать. Как противостоять манипуляциям в информационной среде. Противодействие вовлечению в криминальные сообщества. Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что нужно делать, чтобы снизить риск попадания под влияние криминальных структур. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству Что такое экстремизм. Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность. Терроризм — крайняя форма экстремизма. Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности. Ложные сообщения о терактах. Формы проявления терроризма. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта. Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности. Терроризм — угроза обществу и каждому Как государство борется с терроризмом. Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Национального антитеррористического комитета (НАК). Основные задачи Особенности современного терроризма. Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы. Как не стать пособником террористов. Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность, в том числе для лиц, кото- рым исполнилось на момент преступления 14 лет. Формирование антитеррористического поведения. Противодействие экстремизму и терроризму Терроризм — угроза национальной безопасности России. Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму. Федеральные законы «О противодействии экстремистской противодействии терроризму» и другие документы. деятельности», «О Общегосударственное противодействие терроризму. Основные задачи противодействия терроризму. Основные на- правления предупреждения (профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической деятельности. Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской направленности. Праворадикальные сообщества. Леворадикальные сообщества. Как избежать вовлечения в радикальные сообщества и не попасть под влияние экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и терроризму. Правила поведения в различных антитеррористической безопасностью. ситуациях, связанных с Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством. Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолёта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В Безопасность в информационной среде ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Что такое информационная среда. Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные источники информации. Безопасное использование информационных ресурсов. Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей. Безопасность в Интернете Информационная безопасность. Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях. Компьютерная игромания. Признаки заболевания у подростков, слишком увлечённых компьютерными играми. Деструктивное поведение в социальных сетях. Как не стать жертвой кибербуллинга. Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными агрессорами. Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях. Как распознать действия кибермошенников. Как защитить свои денежные средства при использовании платёжных средств в Интернете. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололёд и гололедица. Безопасное поведение на водоёмах. Правила поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах летом. Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий. Безопасное поведение на природе Безопасное поведение в туристских походах. Основные меры безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы. Виды туристских походов. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Как ориентироваться на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам и карте. Подготовка к проведению туристского похода. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода. Приметы, по которым можно определить погоду. Как развести костёр при разной погод е. Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров. Если в лесу вас застигла гроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во время грозы. Правила безопасного поведения в различных видах походов Советы на всю жизнь. Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака. Лыжные походы. Особенности снаряжения. Организация движения. Горные походы. Организация движения при подъёме и спуске. Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Плавучие средства. Общий распорядок ходового дня. Правила действия во время аварии судна. Безопасное поведение при автономном существовании Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде. Факторы, способствующие существовании. и препятствующие выживанию при автономном Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Характерные особенности добровольного и вынужденного существования в природе. Организация ночлега при автономном существовании. Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов. Как добыть питьё и пищу в условиях автономии. Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять в пищу. Очистка и обеззараживание воды. Как подать сигналы бедствия. Различные средства аварийной сигнализации. Опасные встречи в природных условиях Безопасность при встрече с дикими животными. Правила поведения при встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком, медведем и др.). Безопасность при встрече со змеёй. Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика клещевого энцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела. Чрезвычайные ситуации природного характера Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать во время землетрясения. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы. Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия геологического происхождения. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Ураганы и бури. Смерчи. Правила метеорологического происхождения. поведения при чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от вулканических опасностей, оползней и обвалов. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического пр оисхождения. Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по защите от селей. Мероприятия по защите от цунами. Защита от снежных лавин. Природные пожары Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности при возникновении лесных и торфяных пожаров. Защита населения от лесных и торфяных пожаров. Средства и способы, которые используются при тушении лесных пожаров. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека Химические производства и связанные с ними опасности. Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты. Ядерные объекты и их опасности. Радиационно опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки. Гидротехнические сооружения и их опасности. Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» Первая помощь и правила её оказания Основные правила оказания первой помощи. Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов. Первая помощь при отравлениях. Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией. Первая помощь при травмах. Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме. Первая помощь при кровотечении. Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения — капиллярное, венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Первая помощь при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение. Способы транспортировки пострадавшего. Первая помощь в природных условиях Народные средства первой помощи. Средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления. Первая помощь при травматических повреждениях. Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа. Иммобилизация при травме конечностей. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержк а пострадавшего. Оказание первой помощи Значение первой помощи при неотложных состояниях. Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи. Оказание первой помощи при травмах. Переломы, вывихи, растяжения. Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая помощь при массовых поражениях людей. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Действия по удалению инородного тела. Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать встречи с преступником. Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою безопасность в квартире. Осторожно: мошенничество. Как избежать встречи с наркоторговцем. Понятие «наркотизм». Противодействие наркотизму. Безопасность в учебном и производственном процессах Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях. Тематическое планирование курса ОБЖ 5 класс /34 ч./ № Тема урока все го контрольные работы практические работы электронные образовательные ресурсы Раздел 1. Модуль «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ " Человек и его 1 http://schoolcollection.edu.ru безопасность 3 Основные правила 1 1 безопасного поведения в различных ситуациях Раздел 2. Модуль " ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ " 1 3 Здоровье и ЗОЖ 1 http://schoolcollection.edu.ru Личная гигиена Как сохранить 1 здоровье 6 Предупреждение 1 1 вредных привычек 7 Основные правила 1 1 здорового образа жизни 8 Контрольная работа 1 1 по разделу: Здоровье и как его сохранить Раздел 3. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ" 9 Безопасное 1 1 поведение на дорогах и в транспорте. Правила поведения пешеходов. 1 Правила поведения 1 1 0 для пассажиров и юных водителей \велосипедистов\ 1 Безопасность в 1 1 1 ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном Раздел 4. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ " 4 5 1 2 1 3 1 4 Среда обитания 1 человека Службы, 1 обеспечивающие нашу безопасность Основные правила 1 безопасности на улице http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org uchi.ru http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru http://www.schoolobz.org 1 uchi.ru 1 http://www.schoolobz.org uchi.ru Безопасность вашего 1 жилища Безопасность в 1 1 подьезде и на игровой площадке 1 Правила 1 1 7 безопасного поведения при возникновении пожара Раздел 5. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ " 1 Как избежать 1 8 контактов со злоумышленниками и преступной средой 1 Безопасность в 1 9 криминогенных ситуациях. Советы на всю жизнь 1 5 1 6 http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru Раздел 6 . Модуль " ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ " Что такое 1 http://www.schoolobz.org экстремизм? Терроризм – крайняя 1 http://www.schoolobz.org форма экстремизма Правила 1 1 http://schoolcollection.edu.ru безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта Раздел.6. Модуль «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» 2 Что такое 1 http://www.schoolobz.org 3 информационная среда 2 Безопасное 1 1 http://www.schoolobz.org 4 использование информационных ресурсов Раздел 7. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ " 2 0 2 1 2 2 2 5 2 6 Погодные условия и 1 их влияние на здоровье человека Безопасное 1 поведение на водоемах в различное время года 1 http://www.schoolobz.org 2 Стихийные бедствия 1 http://www.schoolobz.org 7 и их опасности Раздел 9. Модуль «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» 2 Химические 1 http://www.schoolobz.org 8 производства и связанные с ними опасности 2 Ядерные объекты и 1 http://www.schoolobz.org 9 их опасности 3 Гидротехнические 1 1 0 сооружения и их опасности Раздел 10. Модуль " ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» " Первая помощь и правила ее оказания Первая помощь при ожоге Первая помощь при отравлениях и травмах 3 Первая помощь при 4 чрезвычайных ситуациях итого: 34 часа 3 1 3 2 3 3 1 1 1 1 1 1 1 http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org Тематическое планирование курса ОБЖ 6 класс /34 ч./ № Тема урока все го контрольные работы практичес - кие электронные образовательные ресурсы работы Раздел 1. Модуль «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ " 1 2 Здоровье и факторы, влияющие на него 1 Факторы разрушающие здоровье 1 http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org Профилактика 1 http://www.schoolobz.org вредных привычек 4 Как избежать 1 http://schoolcollection.edu.ru отрицательного воздействия окружающей среды на здоровье человека 5 Правила личной 1 http://www.schoolobz.org гигиены при занятиях туризмом 6 Туризм как часть 1 1 http://schoolcollection.edu.ru комплекса ГТО Раздел 2. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ " 3 7 Безопасное поведение туристических походах 1 1 http://schoolcollection.edu.ru в 8 Виды туристических 1 походов 9 Ориентирование на 1 местности 1 http://www.schoolobz.org 1 0 Подготовка туристическому походу к 1 1 http://schoolcollection.edu.ru 1 1 Приметы по 1 которым можно определить погоду 1 http://schoolcollection.edu.ru 1 2 Как развести костер 1 1 3 Правила безопасного поведения при грозе 1 http://schoolcollection.edu.ru 1 http://www.schoolobz.org 1 http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru 1 4 Виды Советы жизнь походов. 1 на всю 1 5 Лыжные походы 1 http://schoolcollection.edu.ru 1 7 Горные походы. 1 uchi.ru 1 8 Водные походы 1 http://www.schoolobz.org 1 9 Поведение человека 1 в условиях автономного существования 2 0 Добровольная вынужденная автономия природной среде 1 http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru 1 http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru и 1 http://www.schoolobz.org в uchi.ru 2 1 Организация ночлега. 1 1 http://www.schoolobz.org 2 2 Как добыть питье и 1 пищу в условиях автономии 1 http://schoolcollection.edu.ru 2 3 Сигналы бедствия, 1 способы подачи сигналов бедствия 1 2 4 Правила поведения 1 при встрече с дикими животными 2 5 2 6 Безопасность при 1 встрече со змеей Защита от 1 насекомых 2 7 Профилактика клещевого энцефалита http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org 1 http://www.schoolobz.org Раздел 3. Модуль " ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» " 3 1 Народные средства 1 первой помощи 0,5 0,5 http://www.schoolobz.org 3 2 Первая помощь при 1 травмах, ранениях и ушибах 0,5 0,5 http://www.schoolobz.org 3 3 Первая помощь при 1 солнечном и тепловом ударе 0,5 0,5 http://www.schoolobz.org 3 4 Первая помощь при 1 переохлаждении, отморожении, ожоге Психологическая поддержка пострадавшего 0,5 0,5 http://www.schoolobz.org итого: 34 часа Тематическое планирование курса ОБЖ 7 класс /34 ч./ № Тема урока все го контрольные работы практичес - кие работы Раздел 1. Модуль «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ" 1 Стресс и стрессовые 1 ситуации 2 Как снизить влияние 1 стресса 1 Конфликт 1 0,5 0,5 Безопасность в 1 социальных сетях Раздел 2. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ" 3 4 5 Пожарная безопасность помещениях 1 1 в 6 Электробезопасност ь 7 Средства химии электронные образовательные ресурсы http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org uchi.ru http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org uchi.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org 1 http://www.schoolobz.org бытовой 1 http://www.schoolobz.org Раздел 3. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ" 8 Ситуации связанные 1 с железнодорожным транспортом 1 http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org Безопасность в 1 http://www.schoolobz.org метрополитене Раздел 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» 1 Как избежать http://www.schoolobz.org 0 встречи с http://www.schoolobz.org преступником 1 Как избежать http://www.schoolobz.org 1 встречи с http://www.schoolobz.org наркоторговцем 9 Раздел 4. Модуль " ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ " 1 Как государство 1 2 борется с терроризмом 1 3 Особенности современного терроризма 1 http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org uchi.ru 1 4 Виды современной 1 террористической деятельности 1 http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru Телефонные http://www.schoolobz.org террористы Как не стать http://schoolcollection.edu.ru пособником uchi.ru террористов, формирование антитеррористическ ого поведения Раздел 5. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ " 1 5 1 6 1 7 Классификация природного характера ЧС 1 1 8 ЧС геологического 1 характера. Землетрясения 1 9 Извержения 1 вулканов. Оползни. Обвалы. http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru 1 ЧС метеорологического происхождения. 2 ЧС 1 гидрологического происхождения 2 Защита населения от 2 ЧС геологического происхождения 2 Защита от ЧС 3 метеорологического и гидрологического происхождения 2 Лесные, торфяные, 4 степные и тростниковые пожары 2 Защита населения от 5 лесных пожаров Раздел. 6. «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ» 2 Эпидемии 6 2 Эпизоотии 7 2 Эпифитотии 8 2 0 http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org uchi.ru http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org http://www.schoolobz.org Защита населения от http://schoolcollection.edu.ru ЧС биологоhttp://www.schoolobz.org социального происхождения Раздел 7. Модуль " ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» " 2 9 3 0 Первая помощь и 3 1 Первая помощь при 1 электротравме 1 3 2 Первая помощь при 1 кровотечении 1 http://schoolcollection.edu.ru 3 3 Первая помощь при 1 ушибах и переломах 1 http://www.schoolobz.org 3 4 Транспортировка пострадавших 1 Важность своевременного оказания 1 1 ее http://schoolcollection.edu.ru http://www.schoolobz.org 1 http://schoolcollection.edu.ru uchi.ru uchi.ru http://schoolcollection.edu.ru итого: 34 часа ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов 2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. 29 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций под редакцией С.Н. Егорова; 2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru); 2. Основы безопасности жизнедеятельности (http://www.schoolobz.org); 3. Российская электронная школа (resh.edu.ru); 4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru); 5. Электронная форма учебника.