Рабочая программ ЭК география 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 14"

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель ШМО
учителей естественнонаучного
цикла

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ «СОШ №14»

__________ Поперник О.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА № 14"

__________ Колупаева Е.Е.

Протокол №1
от «27» 08 2025 г.

_________ Тряпочкина А.Н.
Приказ №46/о
от «28» 08 2025 г.

Протокол № 1
от «26» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Познавательная география»
для обучающихся 6 классов

п.Красногвардейский 2025

Цифровая Подпись:МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14"
DN:CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У
ЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""",
SN=Тряпочкина, G=Анна Николаевна, E=anna.school14@mail.ru,
ИНН=660201066920, ИНН ЮЛ=6602007830, СНИЛС=02591636256,
ОГРН=1026600581040, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВ
АТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""", T=Директор, L=п. Сосновый бор,
STREET="СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПОСЕЛОК, УСИЕВИЧА УЛИЦА, 16", S=Свердлов
ская область, C=RU
Дата:18.11.2025 15:02:40 +05:00

Планируемые результаты освоения познавательной географии
Личностными результатамиобучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего
народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатамиосвоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать
определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое
рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную

позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально
оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать
общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования технических средств информационно-коммуникационных технологий
(компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений
рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства
информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения,
моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою
позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения
интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия.
Предметными результатамиосвоения основной образовательной программы по географии
являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,
о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов
для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической
среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего

полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.

Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Источники географической информации
ГеографическиеоткрытияиисследованияЗемли.Ориентирование.Планместности.
Определениенаправленияирасстояниянапланеикартеспомощьюмасштабаиградуснойсетки.
Географические координаты. Географические координаты. Шкала высот и глубин.
Практическаяработа.Определениенаправленияирасстояниянапланеикартеспомощью
масштаба и градусной сетки.
Практическаяработа№1Определениегеографическихкоординатзаданныхобъектовпофизическо
й карте мира
Раздел2.Земля–планетаСолнечной системы
ДвиженияЗемли.СолнечныйсветнаЗемле.
Раздел3.Литосфера
Строениеземнойкоры.Внешниесилы.Внутренниесилы.Горы.Равнины.Работаскартой.Горы.
Вулканы. Равнины. Работа с картой. Горы. Вулканы. Равнины.
Практическаяработа№2.Обозначениенаконтурнойкартеосновныеформы рельефа.
Раздел4.Атмосфера
Решениепрактическихзадач.Температуравоздуха.Решениепрактическихзадач.Атмосферное
давление.Ветер.Решениепрактическихзадач.Ветер.Решениепрактическихзадач.Влагаватмосфе
ре. Погода и климат.
Практическаяработа№3.Определениетемпературывоздуханаразличныхвысотах. Практическая
работа. Определение атмосферного давления на различной высоте. Практическая работа.
Построение розы ветров по заданным параметрам
Раздел5.Гидросфера
Мировойокеан.Работаскартой.Мировойокеан.Сушавокеане.Работаскартой.Мировойокеан.
Суша в океане. Воды суши. Работа с картой. Воды суши (реки, водопады, озёра). Работа
скартой. Воды суши (реки, водопады, озёра).
Практическаяработа№4.Обозначениенаконтурнойкартеобъектовгидросферыпо карте.
Практическаяработа. Описаниеодногоизобъектовгидросферы позаданномуплану
Практическаяработа№5.Описаниерекипозаданномуплану
Раздел6.ГеографическаяоболочкаЗемли
Состав,границы,свойствагеографическойоболочки.Широтнаязональностьивысотнаяпоясность.
Природные зоны.
Раздел7.Политическая карта
Страныиихстолицы.Евразия.СевернаяиЮжнаяАмерика.Африка.Австралияи Океания.
Обобщение

№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.

Тематическое планирование
6 класс
Тема
Раздел1.Источникигеографическойинформации(6часов).
Географические
открытия
и исследования Земли.
Ориентирование.План местности.
Определениенаправления
и
расстояниянапланеикартес
помощьюмасштабаиградусной
сетки.
Практическая
работа.
Определениенаправленияи
расстояниянапланеикартеспомощьюмасштабаиградусной сетки.
Географическиекоординаты.
Практическая
работа
№1
Определениегеографических
координатзаданныхобъектовпо физической карте мира
Шкалавысотиглубин.
Раздел2.Земля–планетаСолнечнойсистемы(2часа)
ДвиженияЗемли.
Солнечныйсветна Земле.
Раздел3.Литосфера(6часов)
Строениеземнойкоры.
Внешниесилы.
Внутренниесилы.
Горы. Равнины.
Работаскартой.Горы.Вулканы. Равнины.
Практическая работа №2. Обозначениенаконтурнойкарте основные
формы рельефа.
Раздел4. Атмосфера(6часов)
Решениепрактическихзадачпо теме «Температура воздуха».
Практическаяработа№3.
Определение
температуры
воздуханаразличныхвысотах.
Решениепрактическихзадачпо
теме
«Атмосферное
давление».
Практическая
работа.
Определение
атмосферного
давлениянаразличнойвысоте.
Ветер.
Решениепрактическихзадач.
Практическая работа. Построениерозыветровпо заданным параметрам
Влагав атмосфере.
Погодаи климат.
Раздел5.Гидросфера(7часов)
Мировойокеан.
Работаскартой.Мировойокеан. Суша в океане.
Практическая работа №4. Обозначениенаконтурнойкарте объектов
гидросферы по карте.
Водысуши.
Водысуши.
Работаскартой.Водысуши (реки, водопады, озёра).
Практическаяработа.Описание одного из объектов гидросферы по
заданному плану
Практическая работа №5. Описаниерекипозаданному плану

Кол-во
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Раздел6.ГеографическаяоболочкаЗемли(3часа)
Состав, границы, свойств географическойоболочки.
Широтнаязональностьи высотная поясность.
Природныезоны.
Раздел7.Политическаякарта(3часа)
Страныиих столицы.Евразия.
Страныиихстолицы.Севернаяи Южная Америка.
Страныиихстолицы.Африка. Австралия и Океания.
Обобщение

1
1
1

Итого

1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
АлексеевА.И.,НиколинаВ.В.,ЛипкинаЕ.К.идругие.География,5-6
классы/Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
МатериалыЕдинойколлекцииЦОР:http://school-collection.edu.ru,http://ege.edu.ru.
Методическаялабораториягеографии. http://www.geo2000.nm.ru.
Географическийпортал.http://geotest.nm.ru.
Географическийсправочник http://www.geo.historic.ru
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ
Физическая карта полушарий
Физическая карта мира
Политическаякартаполушарий
Политическая карта мира
Топографическаякартаиусловныезнаки
Контурные карты

УЧЕБНОЕ

ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБО
Т, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивнаядоска
Натуральныеобъекты.
Коллекции.
Коллекциигорныхпородиминералов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».