Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №14»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
_______________А.Н. Тряпочкина
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Приказ
№ _____ «____» ________ 2025г.
"СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА № 14"
Рабочая программа
элективного учебного предмета
"Избранные вопросы биологии"
10 - 11классы
70 часов
учитель: Колупаева Е.В.
первая квалификационная категория
2025 год
Цифровая Подпись:МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14"
DN:CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У
ЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""",
SN=Тряпочкина, G=Анна Николаевна, E=anna.school14@mail.ru,
ИНН=660201066920, ИНН ЮЛ=6602007830, СНИЛС=02591636256,
ОГРН=1026600581040, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВ
АТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""", T=Директор, L=п. Сосновый бор,
STREET="СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПОСЕЛОК, УСИЕВИЧА УЛИЦА, 16", S=Свердлов
ская область, C=RU
Дата:18.11.2025 17:26:42 +05:00
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основепримерной программы среднего (общего)
образования по биологии базовый уровень, созданной на Федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования, (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015 «Об утверждении Федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»).
Общая характеристика курсаДанный элективный учебный предмет предназначен для
учащихся 10-11-х классов, обучающихся по универсальному профилю и изучающих биологию на
базовом уровне, но интересующихся биологией,выбравших данный предмет для прохождения
государственной
итоговой
аттестации
и
планирующих поступать
в
медицинские,
сельскохозяйственные, ветеринарные и другие профессиональные учреждения биологического и
экологического профиля.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения на базовом уровне учебного
предмета «Биология» в 10-11 классах. Данный курс является дополнением программы учебного
предмета «Биология» в 10, 11 классах. Он представляется особенно актуальным, так как при малом
количестве часов (1 час в неделю), отведенных на изучение биологии в инвариантной части учебного
плана, позволяет за счет часов компонента образовательного учреждения укрепить внутрикурсовые и
межпредметные связи (с разделами «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,
«Человек и егоздоровье», учебными предметами «Химия», «Физика», «Природоведение»),
актуализировать знания учащихся о живых организмах, полученные в предыдущие годы, и помогает
обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы, более качественно
подготовить учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации и обучению в
образовательных
учреждениях
профессионального
образования
соответствующей
направленности.Содержание курса определяетФедеральный компонент государственного стандарта
среднего (полного)общего образования.
Цель курса – углубить, расширить и систематизировать базовые знания учащихся о живых
организмах, биологических процессах и явлениях.Приоритетом при отборе содержания курса
является необходимость формирования у школьников способов деятельности: усвоение понятийного
аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при
объяснении биологических процессов, явлений, а также решении количественных и качественных
биологических задач. Кроме того, курс направлен на развитие различных общеучебных умений и
способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой
природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя
различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинноследственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и
количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической
деятельности и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане. Элективный учебный предмет относится к компоненту
образовательного учреждения учебного плана школы и является предметным, направлен на
углубление, расширение знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план. Курс
рассчитан на 35 часа в течение учебного года в 10 классе (1 час в неделю) и 35 час в 11 классе (1 час
в неделю).
Общая характеристика учебного процесса. Методы обучения и контроля, используемые в
данном элективном учебном предмете: уроки-лекции, уроки-семинары, самостоятельная работа
учащихся с учебной и научно-популярной литературой и электронными источниками информации,
работа с поисковыми системами, выполнение мини-исследований, лабораторных работ. В 10 классе
запланировано проведение пяти лабораторных работ, в 11 – шести. При реализации практической
части курса (шесть лабораторных работ) помимо традиционного школьного оборудования
используется,выполняются с использованием программно-методического комплекса «Развивающая
образовательная среда AFS™», который позволяет проводить учебные эксперименты не только в
лаборатории, но и на природе. Использование современных средств обучения способствует
привлечению внимания учащихся к использованию информационных технологий в эксперименте, а
также дает возможность проводить известные учебные работы на качественно новом уровне,
соответствующем запросам современных научных исследований. Это позволяет учащимся
расширить возможности биологического эксперимента при изучении собственного организма, что
особенно актуально для достижения современных целей школьного биологического
образования.Курс содержит новые эксперименты, не выполнявшиеся прежде в рамках школьной
программы, что позволяет значительно повысить эффективность обучения биологии, сделать
восприятие теоретического материала более активным, эмоциональным, творческим, формировать
исследовательскую компетенцию учащихся.
Использование укрупнённых дидактических единиц – матриц, рабочих схем, которые не
предлагается в готовом виде, а составляются по ходу совместной деятельности учителя и учеников,
позволит выявить взаимосвязь элементов знаний и более продуктивно организовать их усвоение.
Курс включает в себя традиционные уроки, на которых происходит более детальное
рассмотрение теоретических вопросов, семинарские занятия, на которых проводится детальный
разбор решения задач и последующая тренировка, а также уроки контроля за усвоением знаний.
С целью проверки и оценки результатов обучения по данной программе используются такие
формы контроля как оценка работы учителем, консультантом группы, самооценка, взаимооценка.
Текущий контроль осуществляется через тестирования, контрольные работы, отчеты о лабораторных
работах и мини-исследованиях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для реализации
Программы представлено в Приложении №1
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
• методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил,
гипотез;
• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов,
одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов,
бактерий);
• сущность биологических процессов и явлений;
• современную биологическую терминологию и символикупо цитологии, генетике, селекции,
биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь :
• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство,
общность
происхождения
живых
организмов,эволюцию растений и животных, используя
биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
•
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки;
пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;
•
решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы
скрещивания), экологии, эволюции;
•
распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их
изображению;
•
выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно);
•
сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки,
ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и
явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен;
фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у
растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;
•
определять принадлежность
биологических
объектов
к
определённой систематической группе (классификация);
•
анализировать
влияние
факторов
риска на
здоровье
человека;
результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;
•
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мерпрофилактики
распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания
первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•
проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных
технологий) биологической информации.
Содержание
10 класс
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания»
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Рольбиологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические термины и понятия.
Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный,
организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава,
обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция
Тема 2. «Клетка как биологическая система»
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов –
основа единства органического мира, доказательство родства живой природы
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток
растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций
неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ),
входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее
целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический
обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции
фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный
характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и
функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз.
Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа
роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза
Лабораторные работы: №1 «Денатурация белка», № 2 «Влияние температуры на
активность фермента», №3 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом», № 4
«Фотосинтез и дыхание», №5 «Митоз в клетках корней лука».
Тема 3. «Организм как биологическая система»
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы,
аэробы, анаэробы.Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие
полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных
животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие
организмов. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы
генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности.
Современные представления о гене и геноме.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования,
установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы
Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная
система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач.
Составление схем скрещивания.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма
реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины.
Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюцию.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины,
профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат
клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей
среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.Решение
биологических задач.
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции:
учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов
в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения
новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для
селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
11 класс
Тема 1. «Система и многообразие органического мира»
Основные
систематические
(таксономические) категории, их соподчинённость.
Многообразие
организмов. Одноклеточные
и
многоклеточные,
автотрофы
и гетеротрофы,
аэробы
ианаэробы.
Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний.
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых
бактериями.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение
растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках)
органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Водоросли, их строение,
разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение,
разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их
основные семейства. Роль растений в природе и жизни человека.
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для
получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники,
их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных
типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных
классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у
животных.
Лабораторные работы: №1: «Ткани высших растений»
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (6ч)
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Распознавание (на
рисунках) тканей, органов и систем органов.
Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при травмах.
Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях.. Заболевания органов
дыхания.
Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови. Переливание
крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его
целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы. Высшая нервная деятельность.
Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные
формы поведения. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.
Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное здоровье
человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека.
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактикаинфекционных
заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых,вызываемых животными). Предупреждение
травматизма, приемы оказанияпервой помощи.Вредные и полезныепривычки. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни.
Лабораторные работы: № 2 «Изучение тканей организма человека», № 3 «Микроскопическое
строение кости», № 4 «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений человека»,
№ 5 «Влияние кофе на электрокардиограмму человека»
Тема 3. «Эволюция живой природы»
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарнаяединица эволюции.
Микроэволюция. Образование новых видов. Способывидообразования. Сохранение многообразия
видов как основа устойчивостибиосферы.
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.Взаимосвязь
движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, видыборьбы за существование.
Синтетическая теория эволюции. Элементарныефакторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова.
Роль эволюционнойтеории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем.Устойчивость и
динамика экосистем. Биологическое разнообразие,саморегуляция и круговорот веществ – основа
устойчивого развития экосистем.Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в
экосистемах подвлиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия отприродных
экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.Живое вещество, его
функции. Особенности распределения биомассы на Земле.Биологический круговорот и превращение
энергии в биосфере, роль в неморганизмов разных царств. Эволюция биосферы
Лабораторные работы:№ 6 «Влияние температуры на брожение дрожжей»
Календарно-тематическое планирование
№
Название темы
Формы изучения, способы
деятельности
Формы контроля
10 класс
1.
2.
Тема 1. Биология – наука о жизни (1 ч)
Введение. Биология – наука о
Работа в парах с источниками
Самопроверка
жизни. Разделы биологии.
информации. Фронтальная работа
с понятиями. Выполнение
упражнений на дополнение схемы
и множественный выбор
Тема 2. «Клетка как биологическая система» (22ч)
Клеточная теория
Работа в парах с источниками
Устный опрос
информации, конспектирование.
Тестирование
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Решение заданий в формате ЕГЭ
Неорганические вещества в
Беседа, заполнение таблицы,
клетке
работа в группах по инструкции
Органические вещества в
Беседа, заполнение таблицы,
клетке.
работа в группах по инструкции.
Выполнение лабораторных работ
№1, 2«Денатурация белка»,
«Влияние температуры на
активность фермента» и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ
Решение задач на определение
Знакомство с алгоритмом, решение
состава нуклеиновых кислот
задач по алгоритму в парах
Многообразие клеток живых
Выполнение лабораторной
организмов
работы№3 «Изучение клеток
растений и животных под
микроскопом»и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ
Эукариотическая клетка.
Работа в парах с источниками
Органоиды цитоплазмы.
информации, конспектирование.
Решение заданий в формате ЕГЭ
Хромосомы, их строение и
Беседа, работа в группах с
функции. Соматические и
источниками информации.
половые клетки.
Решение биологических задач.
Прокариотическая клетка
Беседа, работа в парах с
источниками информации
Метаболизм: энергетический и Фронтальная работа с понятиями.
пластический обмен
Просмотр презентации.
Выполнение в парах
упражненийна множественный
выбор и установление
соответствия(с рисунком и без
рисунка)
Решение задач на определение
Изучение алгоритма решения
числа молекул веществ,
данного типа биологических задач.
участвующих в катаболизме
Решение задач по алгоритмам в
группах
Фотосинтез и хемосинтез
Беседа, работа со
схемами.Выполнение
лабораторной работы № 4
«Фотосинтез и дыхание» и
описание результатов, соблюдение
правил ТБ
Биосинтез белка и нуклеиновых Рассказ с элементами беседы,
кислот
просмотр
презентации.Фронтальная работа.
Самостоятельное выполнение
упражненийна множественный
выбор и установление
соответствия(с рисунком и без
рисунка)
Решение задач на определение
Изучение алгоритма решения
состава нуклеиновых кислот
данного типа биологических задач.
Решение задач по алгоритмам
самостоятельно
Оценка группы
Устный опрос
Оценка группы.
Отчет
Проверка тетради
учителем
Отчет
Самопроверка
Устный опрос
Самопроверка
Тестирование
Взаимопроверка
Оценка
консультантом
Отчет
Устный опрос
Самопроверка
Проверка тетради
учителем
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Решение задач на определение
длины и массы гена, массы
белка
Изучение алгоритма решения
Проверка тетради
данного типа биологических задач. учителем
Решение задач по алгоритмам в
парах
Жизненный цикл клетки
Составление схемы. Выполнение
Устный опрос
лабораторной работы №5 «Митоз в Отчет
клетках корней лука»и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ. Самостоятельное выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия(с рисунком и без
рисунка)
Сходство и отличие митоза и
Беседа, просмотр презентации.
Тестирование
мейоза
Составление таблицы. Решение
задач на множественный выбор (с
рисунком и без рисунка)
Развитие половых клеток у
Лекция. Фронтальная работа.
Проверка тетради
растений и животных.
Выполнение упражнений в парах.
учителем
Решение задач на определение
Изучение алгоритма решения
Проверка тетради
числа молекул веществ,
данного типа биологических задач. учителем
участвующих в процессе
Решение задач по алгоритмам
деления клетки
самостоятельно
Сравнительная характеристика Просмотр презентации,
Тестирование
клеток растений, животных,
фронтальная работа,работа в парах.
бактерий, грибов.
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение задач по цитологии на Изучение алгоритма решения
Проверка тетради
применение знаний в новой
данного типа биологических задач. учителем
ситуации
Решение задач по алгоритмам в
группах
Обобщение по теме
Решение заданий в формате ЕГЭ
Проверка тетради
Работа в парах и самостоятельно.
учителем
Тема 3. «Организм как биологическая система» (12ч)
Разнообразие организмов:
Беседа, просмотр презентации,
Проверка тетради
одноклеточные и
заполнение таблиц, составление
учителем
многоклеточные, автотрофы и
схем
гетеротрофы
Размножение, способы
Беседа, составление схемы,
схема
размножения
решение заданий в формате ЕГЭ,
Онтогенез, присущие ему
Конспектирование, просмотр
Устный опрос
закономерности
презентации, решение заданий в
Тестирование
формате ЕГЭ
Генетика.
Современные Лекция, конспектирование, работа Биологический
представления о гене и геноме. с понятиями.
диктант
Закономерности
Беседа, работа в парах с
Проверка тетради
наследственности, их
источниками информации.
учителем
цитологические основы
Решение биологических задач.
Решение генетических задач. Изучение алгоритма решения
Составление
схем данного типа биологических задач.
скрещивания.
Решение задач по алгоритмам в
парах и самостоятельно
Изменчивость признаков у
Беседа, заполнение таблицы,
организмов
работа в парах.
Проверка тетради
учителем
Устный опрос
Проверка по
эталону
Взаимооценка
32.
Вредное влияние мутагенов.
Наследственные болезни.
Выступление с сообщениями.
Заполнение таблицы
Сообщения
Фронтальная
проверка таблицы
33.
Селекция, ее задачи и
практическое значение
Проверка по
эталону Самооценка
34.
Биотехнология, клеточная и
генная инженерия,
клонирование
Обобщение по теме
Работа в парах с источниками
информации, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Выступление с сообщениями.
Конспектирование
Работа в группе
Тестирование
35.
Сообщения
11 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема 1. «Система и многообразие органического мира» (21ч)
Систематика. Основные
Беседа,фронтальная
Устный опрос
таксономические категории.
работа,выполнение упражнений на Взаимопроверка
Вирусы.
установлениепоследовательностив
парах
Царство бактерии
Работа с источниками
Тестирование
информации, выполнение в парах
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Царство
растений. Лекция с элементами беседы,
Сообщения, отчет
Растительные ткани и органы.
конспектирование, выступление
сообщениями. Выполнение
лабораторной работы №1: «Ткани
высших растений»и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ. Выполнение упражнений на
множественный выбор и
установление соответствия(с
рисунком и без рисунка)
Водоросли. Мхи.
Беседа, просмотр презентации,
Устный опрос
работа с таблицами. Выполнение
Тестирование
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Папоротникообразные.
Беседа, показ презентации, работа
Проверка тетради
с гербариями. Выполнение
учителем
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия(с рисунком и без
рисунка)
Голосеменные.
Беседа, показ презентации, работа
Устный опрос
с гербариями. Выполнение
Тестирование
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия(с рисунком и без
рисунка)
7.
Покрытосеменные растения.
8.
Семейства
растений.
Однодольных
9.
Семейства
растений.
Двудольных
10.
Царство грибы. Лишайники.
11.
Царство животные. Основные
признаки, классификация.
12.
Одноклеточные животные. Тип
Кишечнополостные.
13.
Типы Плоские, Круглые и
Кольчатые
черви.
Тип
Моллюски.
14.
Тип
Членистоногие
(ракообразные
и
паукообразные)
15.
Тип
Членистоногие
(насекомые)
Тип Хордовые. Класс Рыбы.
16.
17.
Тип
Хордовые.
Земноводные.
Класс
Беседа, составление сравнительной
таблицы, работа с гербариями.
Выполнение упражнений на
множественный выбор и
установление соответствия(с
рисунком и без рисунка)
Беседа, составление сравнительной
таблицы, работа с гербариями.
Выполнение упражнений на
множественный выбор и
установление соответствия(с
рисунком и без рисунка)
Беседа, составление сравнительной
таблицы, работа с гербариями.
Выполнение упражнений на
множественный выбор и
установление соответствия(с
рисунком и без рисунка)
Беседа, просмотр презентации,
работа в парах с источниками
информации
Просмотр презентации,
самостоятельное выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия(с рисунком и без
рисунка)
Просмотр презентации, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)в парах
Просмотр презентации,
выполнение упражненийна
множественный выбор и
установление соответствия(с
рисунком и без рисунка)в парах
Просмотр презентации,
выполнение упражненийна
множественный выбор и
установление соответствия(с
рисунком и без рисунка)в группах
Просмотр презентации, работа с
коллекциями, заполнение таблицы
Просмотр презентации, работа с
гербарием, заполнение таблицы,
выполнение упражнений на
множественный выбор и
установление соответствия (с
рисунком и без рисунка)
Просмотр презентации,
сообщений, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)в группах
Проверка таблицы
Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Проверка тетради
учителем
Устный опрос
Самопроверка
Проверка тетради
учителем
Проверка тетради
учителем
Оценка
консультанта
Проверка таблицы
Фронтальная
проверка таблицы
Самопроверка
Оценка
консультанта
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Тип
Хордовые.
Пресмыкающиеся.
Класс Беседа, сообщения,
самостоятельноевыполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Тип Хордовые. Класс Птицы.
Работа в парах с источниками
информации, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка)
Тип
Хордовые.
Класс Работа в группах по инструкции,
Млекопитающие.
выполнение упражнений на
множественный выбор и
установление соответствия (с
рисунком и без рисунка)
Обобщение по теме «Система и Самостоятельная работа
многообразие
органического
мира»
Тема 2. «Организм человека и его здоровье» (13ч.)
Место человека в органическом Беседа, выполнение лабораторной
мире. Ткани.
работы № 2 «Изучение тканей
организма человека»и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ. Выполнение упражненийна
установлениесоответствия(без
рисунка)
Опорно-двигательная система.
Беседа, работа с таблицами,
выполнение
лабораторнойработы№ 3
«Микроскопическое строение
кости»и описание результатов,
соблюдение правил ТБ, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности
Кровообращение
и Беседа, фронтальная работа с
лимфообращение.
таблицами, самостоятельная
работа, выполнение лабораторной
работы№ 4 «Влияние физической
нагрузки на частоту сердечных
сокращений человека»и описание
результатов, соблюдение правил
ТБ
Пищеварительная
и Беседа, фронтальная работа с
дыхательная системы.
таблицами,
самостоятельноевыполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности
Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Оценка
консультанта
Тестирование
Устный опрос
Отчет
Устный опрос
Отчет
Тестирование, отчет
Устный опрос
Взаимопроверка
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Мочевыделительная
Кожа.
система. Беседа, работа с таблицами,
схемами, выполнение упражнений
на множественный выбор и
установление соответствия (с
рисунком и без рисунка),
установление
последовательности
Нервная
система.
Высшая Просмотр презентации, работа с
нервная деятельность.
таблицами, фронтальная
работа,выполнение упражнений в
парах
Эндокринная система. Обмен Просмотр презентации, работа с
веществ и превращение энергии таблицами, выполнение
в
организме
человека. упражнений на множественный
Витамины
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности в группах
Половая
Просмотр презентации, работа с
система.Репродуктивное
таблицами, выполнение
здоровье человека.
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности в группе
Устный опрос
Тестирование
Анализаторы.
Проверка таблицы
Беседа, работа с таблицами,
заполнение таблицы, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка),
установлениепоследовательности
Соблюдение санитарноПовторение алгоритмов,
гигиенических норм и правил
выполнение лабораторной работы
здорового образа жизни.
№ 5 «Влияние кофе на
Приемы оказанияпервой
электрокардиограмму человека» и
помощи.
описание результатов,
соблюдение правил ТБ, выполнение
упражнений на множественный
выбор и установление
соответствия (с рисунком и без
рисунка), установление
последовательности
Организм
человека
как Выполнение упражнений на анализ
биологическая система.
данных в табличной или
графической форме,
множественный выбор и
установление соответствия (с
рисунком и без рисунка),
установлениепоследовательности
Обобщение по теме «Организм Решение заданий в формате ЕГЭ в
человека и его здоровье»
группе
Тема 3. «Эволюция живой природы»
Эволюционная
теория
Ч. Просмотр презентации, сообщение.
Дарвина.
Выполнение упражнений на
Проверка по
эталону
Самопроверка
Оценка
консультанта
Устный опрос
Взаимооценка
Самооценка
Проверка по
эталону Самооценка
Проверка тетради
учителем
Сообщение
Проверка тетради
35.
множественный выбор (работа с
текстом)
Микроэволюция.
Беседа, работа с таблицами,
Видообразование как результат заполнение таблицы. Выполнение
микроэколюции
упражнений на множественный
выбор (работа с текстом)
учителем
Фронтальная
проверка таблицы
Самопроверка
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия и дополнительная литература
Литература для учителя.
1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В.
Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
2. Н.Л.Галеева.,«Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»-методическое
пособие для учителя, Москва: «5 за знания»,2006г.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.
4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая
биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1981. – 192с.
6. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология
в школе”. – 2004. - №7.
7. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.:
Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.
8. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.
9. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос1980.
10. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. АСТ - Астрель. М.2002. 300с.
11. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. –
Ярославль, - Академия развития, 2006
12. Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.
13. Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.“Аст-пресс школа”
2003. 54с.
14. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.:
Дрофа, 1999. – 224 с
15. Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический
контроль. Учебно-методическое пособие - Мн:Юнипресс,2004.- 192с.
16. В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер.Сборник задач по генетике с решениями.-Саратов:
«Лицей»,1998.-156с.
17. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88с.
18. С.Д.ДикарёвГенетика : Сборник задач.-М.: Издательство «Первое сентября»,2002.-112с.
19. С.И. Белянина, К.А.Кузьмина, И.В.Сергеева и др. Решение задач по генетике.СГМУ,2009.
20. 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек.
Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
21. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.
Литература для учащихся.
1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для
10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть . – М.;
Просвещение. - 2006.
2. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум
для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень
3. О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
4. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11
классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.
5. Общая биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.Каменский, А.Е.
Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
6. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для
школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10
7. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005.
8. Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы:
9. Учебное пособие для школьников и абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.
10. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
11. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. –
496с.
12. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и
поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
13. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. –
Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.
14. Самоучитель для решения задач по генетики. 2 части. Г.И. Подгорнова. В
«Перемена"1988г.
15. Ф.К. Адельшин. Задачи по генетике. Пособие для абитуриентов ВМА..,1997г.
16. Мортон Дженкинс. 101 ключевая идея: генетика. – М.: ФАИР-Пресс, 2002.
17. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
18. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.
19. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.
20. Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2001. – 384с
Multimedia – поддержка курса «общая биология»
1. Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006
2. «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»
3. «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»
4. Основы общей биологии, 9 класс («1С:Образование», 2007)
5. Биология, 10 класс («1С:Образование», 2008)
6. Электронные учебники А.В.Пименова
7. Авторские цифровые образовательные ресурсы
8. Другие ЭОР на усмотрение учителя
Интернет-ресурсы
1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по
биологии.
5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии экологии на сервере Воронежского университета.
7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы
Интернета по разделу "Биология".
8. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
9. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
10. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся