МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
Конева Н.И. ___________
Протокол №1
от «27» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Поперник О.А. ___________
Протокол № 1
«27» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
"СОШ№14"
Тряпочкина А.Н.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
__________
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
Приказ № 46/0
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ
от
«28» августа 2025 г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА № 14"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Практикум по русскому языку»
для обучающихся 7 классов
п. Красногвардейский, 2025 г.
1
Цифровая Подпись:МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14"
DN:CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У
ЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""",
SN=Тряпочкина, G=Анна Николаевна, E=anna.school14@mail.ru,
ИНН=660201066920, ИНН ЮЛ=6602007830, СНИЛС=02591636256,
ОГРН=1026600581040, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВ
АТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""", T=Директор, L=п. Сосновый бор,
STREET="СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПОСЕЛОК, УСИЕВИЧА УЛИЦА, 16", S=Свердлов
ская область, C=RU
Дата:18.11.2025 18:17:34 +05:00
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Секреты орфографии» для 7 класса
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Настоящая программа элективного курса по русскому языку «Секреты
орфографии» для обучающихся 7-х классов является преемственной по отношению к
программе по учебному предмету «Русский язык» 5-9 классы (ФГОС) (линия
Ладыженской Т.А.), реализованной на этапе освоения уровня среднего общего
образования. Она разработана в целях реализации ФГОС ООО и ориентирована на
реализацию общеинтеллектуального направления.
Формы и методы выбраны с учетом осуществления дифференциации и
индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации
российского образования.
Цель программы: повышение качества знаний по предмету через активное
стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
Задачи программы:
научить учащихся свободному владению терминологией;
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных
ситуациях;
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по
предмету, выходящие за рамки школьного курса.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс по русскому
языку для 5-9 классов Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. Линия УМК
переработана с учетом требований Федерального государственного образовательного
стандарта основной школы.
Общая характеристика курса
Программа элективного курса ориентирована на формирование предметных и
общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных
образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса
на основании требований системно-деятельностного подхода.
Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у
обучающихся в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих
признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к
устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных),
наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц
(так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить
в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются
достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и
деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и
деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов
(«Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с
начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые, и их изучение
не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость
постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью
обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа факультативного
курса «Секреты орфографии»
2
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
задания творческого характера.
Предложенные в рамках элективного курса занятия содержат разнообразные
практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для
наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач,
выполнение и защиту проекта, презентации, работа с интернет - продуктами.
Методы и приёмы
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования,
перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного
списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на
лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о
правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего
времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Научить давать
аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение
к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся.
Формы проведения занятий
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра,
тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами элективного курса и его
содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом
моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном
сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при
освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и
самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как
практикумы, семинары, коллоквиумы, зачеты. Творческие способности учащихся
развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого
текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом
максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их,
индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее
изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика,
повышен уровень сложности используемых текстов.
Виды контроля
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ,
устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы:
«Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и
нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса.
Особенностями организации образовательного процесса по данному курсу
являются следующие:
организация
образовательной
внеурочной
деятельности
способствует
формированию уобучающихся
функциональной
грамотности и социальной
адаптации на
основе приобретения ими компетентностного опыта в
сфере учения, познания, личностного развития и ценностных ориентаций;
в процессе урочной деятельности используются приемы организации
образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение
3
планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных
результатов, таких, как:
умения находить, преобразовывать и переделывать информацию;
выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
использовать современные телекоммуникационные технологии;
выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности
являются проектная деятельность, интеллектуальные и творческие конкурсы,
самостоятельная работа, интеллектуальные игры (викторины, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, шарады), решение проблемных ситуаций, исследовательская работа.
Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов программы
являются тестовые задания, устный опрос, письменные творческие работы. Оценивание
результатов образовательной деятельности осуществляется через современные оценочные
средства, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий:
компьютерные тесты, проекты.
Тематический контроль по следующей схеме:
№ ФИ
Устныеот Термины Самост. Письм. Творч.
Итоговая
п/п учащегося
веты
работа
работа
задание работа
(зачет)
1.
2.
Итоговый контроль сформированности УУД осуществляю по схеме:
№ ФИ
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Итоговый Уровень
ученика
%
сформирсти УУД
1.
2.
Уровни сформированности:
85-100 % - высокий уровень сформированности; 70-84 %– средний уровень
сформированности;
Меньше 70 % - низкий уровень сформированности.
Такой контроль позволяет увидеть пробелы в знаниях обучающихся и вовремя
устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении и обобщении.
Данная диагностика заставляет ученика стремиться к улучшению своих результатов,
развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
Описание места элективного курса в учебном плане
В МБОУ «СОШ №14» для курса отводится 1 час в неделю в течение одного года.
Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для обучающихся 7 классов.
Результаты освоения.
Личностные результаты:
умение осознавать и определять свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей, сопереживать,
сочувствовать им;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
4
умение при восприятии текста понимать нравственные идеи, нашедшие отражение
в тексте;
проявление интереса к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности
действий;
умение выбирать источники информации для решения определенных задач
(электронные базы данных, средства массовой информации, Интернет и др.);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни,
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной
информации и того, что еще неизвестно;
совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери
ее смысла и полноты (составление плана, таблицы, схемы);
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации;
умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить собственные
рассуждения.
Коммуникативные УУД:
умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач: владение монологической и диалогической формами речи;
умение формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
умение задавать вопросы, слышать и слушать других, принимать иную точку
зрения и быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение работать в парах, в группе, договариваться, приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Предметные результаты:
формирование умения выделять значимые части слова, находить в них
орфограммы, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
умение пользоваться способами проверки орфограмм;
знание опознавательных признаков орфограмм;
умение применять орфографические и пунктуационные правила в нужных случаях.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
5
Ф.И.О. автора
учебника
Русский язык:
Учеб.для 7 класса
общеобразоват.
учреждений/
Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова,
Л.Т.Григорян и др.- М:
Просвещение, 2022.
Методические
Пособия для учителя
Газова Е.Ю. и др.
Материалы к урокам
русского языка и
конспекты отдельных
занятий в 5-9 классах
(основы культуры речи,
развитие связной речи).Волгоград: Учитель,
2022 Позднякова А.А.
Дидактические
материалы по русскому
языку: 7 кл.: к учебнику
М.Т. Баранова и др.
«Русский язык. 7
класс».-М.:
Экзамен,2021.
Стронская И.М. Все
части речи русского
языка в таблицах и
схемах.-СПб.:
ИздательскийДом
«Литера», 2021.
Методические пособия ЦОРы
Для учащихся
Русский язык.
Олимпиадныез
Разноуровневые задания. адания
7 класс/Сост. Л.Н.
Федосеева. – 2-е изд.,
перераб. – М.:ВАКО,
2021. – 80 с. –
(Дидактические
материалы).
Тесты по русскому
языку.: к учебнику М.Т.
Баранова, Т.А.
Ладыженской,
Л.А.Тростенцова и др.
Русский язык. Ч.1,2: 5
класс/ Е.В.Селезнева. –
М.: Издательство
«Экзамен», 2022.- 110
[2]
с.
Учебный курс состоит из следующих разделов:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
7.
Названиетемы
Количествочасов
Повторение изученного в 5-6 классах (6 часов)
Причастие (7 часов)
Деепричастие (2 часа)
Наречие (7 часов)
Служебныечастиречи (6 часов)
Орфография, морфемика, морфология (7 часов)
Итого:
5
7
2
7
6
7
34ч.
6
Тематическое содержание элективного курса
№ Тема
п/п
Кол- Датапроведения Прим.
вочасов
План Факт
Повторение изученного в 5-6 классах (6 часов)
1
Язык и речь. Дорога к письменности.
1
03.09
2
1
10.09
1
17.09
5
Орфография как раздел науки о языке.
Основные принципы
Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.
Орфоэпия.
Морфемика и орфография.
1
24.09
6
Морфология и орфография. Глагол.
1
01.10
3
Причастие (7 часов)
7
Причастие.
1
08.10
8
Гласные в суффиксах действительных и
страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах страдательных
причастий и
От глагольных прилагательных.
Краткие причастия и их правописание.
1
15.10
1
22.10
1
05.11
Обобщение. Н и НН в прилагательных и
причастиях.
НЕ с причастиями.
1
12.11
1
19.11
Склонение причастий. Причастный оборот.
Обособление причастного оборота.
Деепричастие (2 часа)
1
26.11
14
Деепричастие. Деепричастный оборот.
1
03.12
15
НЕ с деепричастиями.
1
10.12
9
10
11
12
13
Наречие (7 часов)
16
Наречие.
1
17.12
17
Правописание наречий.
1
24.12
18
Правописание приставок и суффиксов
наречий.
НЕ с наречиями.
1
14.01
1
21.01
Правописание наречий. Отличие наречий от
других
Частей речи.
Обобщение. Наречие.
1
28.01
1
04.02
1
11.02
1
18.02
19
20
21
Развитие речи. Структура написания
сочинения, изложения.
Служебные части речи (6 часов)
22
23
Предлог как часть речи.
7
24
Правописаниепроизводныхпредлогов.
1
25.02
25
Союзы.
1
04.03
26
Сочинительные и подчинительные союзы, их 1
правописание.
Слитное и раздельное написание союзов.
1
11.03
27
Частицы. Раздельное и дефисное написание
частиц.
Орфография, морфемика, морфология (7 часов)
28
18.03
1
01.04
1
08.04
30
Проверяемые и непроверяемые гласные и
согласные в корне слов.
Корни с чередованием. Беглые гласные.
1
15.04
31
Орфограммы в приставках.
1
22.04
32
1
29.04
33
Правописание окончаний существительных,
прилагательных, глаголов.
Орфограммы в суффиксах.
1
06.05
34
НЕ с разными частями речи.
1
13.05
35
Итоговое занятие
1
20.05
29
Итого:
34 ч.
Планируемые результаты изучения элективного курса
Обучающийся научится:
выделять значимые части слова;
находить в словах изученные орфограммы;
находить и исправлять орфографические ошибки;
знать опознавательные признаки орфограмм;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
извлекать информацию из различных источников;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Литература
Русский язык: Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская,
М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян и др.- М: Просвещение, 2022.
Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс»/И.В. Текучева.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык.
Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.
Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2020.
8
Дополнительная литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.
В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010- 874с.
2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарьсправочник.: 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.
3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - 3е издание, стереотип. - М.: Русский язык, 1997.- 347 с.
4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение:
Резниченко. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО» Издательство АСТ», 2004.- 1182с.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского
языка – М., 1981
Интернет-ресурсы
http://www.gramota.ru/ Грамота. Ру
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm Правила грамматики русского языка
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского
9
10