Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» Утверждено приказом директора МУНИЦИПАЛЬНОЕ МБОУ «СОШ №14» БЮДЖЕТНОЕ «31» августа 2022 г. № 101 ОБЩЕОБРАЗОВАТ ЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТ ЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14" Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14" DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET=" СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН, КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПОСЕЛОК, УСИЕВИЧА УЛИЦА, 16", L=п. Сосновый бор, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""", ОГРН=1026600581040, СНИЛС=02591636256, ИНН ЮЛ=6602007830, ИНН=660201066920, E=anna.school14@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Тряпочкина, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""" Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023.10.09 15:00:10+05'00' Foxit PhantomPDF Версия: 10.1.1 Дополнительная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» 2023 – 2024 учебный год п.Красногвардейский 2023г. Пояснительная записка 1. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования. Программа по дополнительному образованию разработана на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развить творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовного богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется, но основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих, физкультурно-спортивную, техническую, естественнонаучную, художественную направленность. Тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности. 2. Нормативно-правая основа учебного плана по дополнительному образованию. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; 5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28); 6. Устав МБОУ «СОШ №14»; 7. Положение о дополнительных общеобразовательных программах МБОУ «СОШ № 14»; 8. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области (утверждено директором ГАНОУ СО «Дворец молодежи»,2020г.) Для реализации программ дополнительного образования в 2023-2024 учебном году выбраны следующие направленности: физкультурно-спортивная, техническая, естественнонаучная, художественная, социально-гуманитарная.. Программа дополнительного образования, ориентирована на 35 годовых учебных недель. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года директором образовательного учреждения с учетом наиболее благоприятного режима обучения и отдыха обучающихся. Перенос занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 3. Содержание по ступеням обучения, направленностям. Цель и задачи дополнительного образования. Целью дополнительного образования является создание оптимальных педагогических условий для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей, а также развития личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся условиям. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; Обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеобразовательным программам; Обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; Формирование условий для создания единого образовательного пространства; Формирование и развитие творческих способностей обучающихся; Формирование общей культуры личности обучающихся, их социализация и адаптация к жизни в обществе; Формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов. . Структура дополнительного образования Система дополнительного образования в школе в 2023-2024 учебном году организована по следующим направленностям: Художественная: 1. «Мир через объектив» ((3 акад. часа), руководитель Аббасова Кристина Сергеевна; 2. Театральная студия «Золотой ключиК»(3 акад. часа), руководитель Потанина Любовь Васильевна; 3. Кукольный театр «Теремок»(3акад.часа), руководитель Гончарова Ольга Михайловна; 4.ИЗО кружок «Акварелька»(4 акад.час),руководитель Зарипова Светлана Олеговна; 5. «Мужские ремесла» (3 акад. часа), руководитель Селянин Евгений Алексеевич; Физкультурно-спортивная: 1.«Футбол» (5 акад. часов), руководитель Аббасов Михаил Александрович; 2.«Самбо» (4 акад. часа), руководитель Аббасов Михаил Александрович;; 3. «Шахматы» (3 акад. часа), руководитель Селянин Евгений Алексеевич; 4. «Волейбол»(3 акад. часа),руководитель Насонов Денис Иванович; Техническая: 1.«Робототехника» (3 акад.час), руководитель Шитова Ольга Александровна; 2. «Информатика и программирование» (3 акад. час), руководитель Красноперова Светлана Сергеевна Естественнонаучная: 1.«Занимательная физика» (3 акад. час), руководитель Панчеха Юлия Петровна; Социально-гуманитарная : 1.«Успешный дошкольник»(3 акад. часа) Колупаева Алена Владимировна; 2. «Мастерица» (Азбука кулинарии) (3акад.часа)Виноградова Елена Владимировна; Особенности учебного плана Режим работы и расписание занятий системы дополнительного образования школы максимально учитывает учебную нагрузку школьников по основной образовательной программе и отвечает запросам родителей (законных представителей). Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по общеобразовательным программам и занятиями по дополнительным общеразвивающим программам перерыв составляет 40 минут. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста продолжительности освоения данной программы, как правило, от 1 до 4 часов. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5-дневной рабочей недели. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию обучающихся. Состав объединений определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения и специфики образовательной программы. Занятиями по дополнительным общеразвивающим программам охвачены дети в возрасте от 7 до 17ет. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако, в СанПин, посещение ребенком более чем в 2 – х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и должен обеспечивать возможности достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. По окончания учебного года, с целью предоставления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники т другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Определяя объем учебной нагрузки обучающихся, учебный план дополнительного образования распределяет время, отводимое на освоение образовательных программ, реализуемых в творческих объединениях, кружках следующих направленностей: Естественнонаучная направленность Естественнонаучная направленность обеспечивает формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. Содержание данного направления реализуется через: Программу дополнительного образования «Занимательная физика». Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 10-13 лет (учащиеся 5-7 классов) Цель программы: формирование системы знаний о явлениях природы с помощью экспериментальной и учебноисследовательской деятельности в области физики. Физкультурно-спортивная направленность Физкультурно-спортивная направленность обеспечивает создание здоровьесберегающей образовательной среды (комфортные условия, гармоничные межличностные отношения, позитивный психоэмоциональный настрой и др.), задающей механизм формирования бережного отношения к здоровью как к одной из базовых ценностей личности. Содержание образования данного направления реализуется через: Программу дополнительного образования «Футбол» рассчитана на обучающихся 5-11 классов. Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами. Программа дополнительного образования «Самбо» рассчитана на обучающихся на обучающихся 2- 9 классов. Цель программы: создание условий для реализации их спортивных х возможностей. Программа дополнительного образования «Шахматы» рассчитана на обучающихся 1 –4 классов. Цель программы : заложить фундамент интеллектуально–логического мышления, научить правильно организовывать досуг, приобщить детей к занятиям спортом и наукой, способствовать развитию умственных способностей и художественного вкуса. Программу дополнительного образования «Волейбол», рассчитана на обучающихся 5-11 классов. Цель программы: повышение уровня физического развития обучающихся в спортивной игре волейбол. Подготовка спортивного резерва. Художественная направленность Художественная направленность дополнительного образования связана с идеей целостного развития личности ребенка и преодолением устаревшего стереотипа, отдающего предпочтение развитию интеллекта в ущерб эмоционально- чувственной сфере личности, знакомит с лучшими традициями в области культуры и искусства, выявляет и развивает художественно-эстетические способности детей. Содержание образования в рамках данного направления направлено на проектирование и организацию эмоционально развивающей образовательной среды, обеспечивающей гармонизацию чувственной и рациональной сферы личности, формирование компетенций личностного самосовершенствования и творческой самореализации учащихся. Содержание образования художественно-эстетического направления реализуется через следующие программы дополнительного образования: Программа дополнительного образования «Мир через объектив», составлена для обучающихся 4-11 классов Цель программы: формирование у обучающихся потребности в самосовершенствовании и создание условий для реализации их творческих возможностей. Программа дополнительного образования Театральная студия« Золотой ключиК», составлена для обучающихся 4-11классов. Цель данной программы: формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, способной к самореализации, путем вовлечения в театральную деятельность. Программа дополнительного образования «Мужские ремесла», составлена для обучающихся 2-7классов. Цель программы – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека. Программа дополнительного образования «Кукольный театр «Теремок», составлена для обучающихся 1-5 классов. Цель программы : воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, эстетическое воспитание участников образовательного процесса. Программа дополнительного образования «Акварелька»,составлена дл 1-6 классов . Цель программы : развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительной деятельности. Техническая направленность Техническое мышление имеет некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в других сферах деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам, склонностям. Характеризуя направленность технического мышления, многие выделяются особенности: а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точныерасчеты; б) техническое мышление – практическое мышление; в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности; г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, макетах и т.д. Программа дополнительного образования « Робототехника» рассчитана на обучающихся 4-5 классов. Цель программы : заключается в формировании у младших школьников начальных представлений о механике и робототехнике, что приведет к формированию у детей устойчивого интереса к механике и робототехнике и будет способствовать интеллектуальному и творческому развитию их личности. Программа дополнительного образования « Информатика и программирование» рассчитана на 4-11 классы. Цель программы — формирование системы знаний обучающихся об основных направлениях информационных технологий, информации и способах ее обработки, программировании, а также развитие индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном направлении. Социально - гуманитарная направленность Данная направленность , основная цель которой в социальной адаптации ребенка, творческом развитии, профориентации детей и ориентировано на развитие определенных свойств психики школьников, их интеллектуальных и коммуникативных способностей, формирование лидерских качеств. Программы социально-гуманитарной направленности ориентированы на: - расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук; - развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире; - развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.); - развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»). Программа дополнительного образования «Успешный дошкольник» рассчитана на будущих первоклассников 6,5-7,5 лет. Целью программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Программа дополнительного образования «Азбука кулинарии», рассчитана на обучающихся 511классов. Цель программы: формирование навыков учащихся по самостоятельному приготовлению и оформлению блюд через знакомство с основами кулинарии. Учебный план дополнительного образования для 1-11 классов Направление Название программы Естественнонаучное Занимательная физика Шахматы Футбол Самбо Волейбол Робототехника Информатика и программировани е Мир через объектив Театральная студия «Золотой ключиК » «Мужские ремесла» «Акварелька » Кукольный театр «Теремок» «Азбука кулинарии» Успешный дошкольник Физкультурноспортивное Техническое Художественное Социально гуманитарное Итого Формы Возраст организации обучающихся деятельности Групповая 10-13 лет Период обучения Количеств о групп 1 Количество обучающихс я 13 Всего часов в неделю 3ч Всего часов в год 105/315 3года Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая 7-11 лет 12-17 лет 9-15 лет 10-17лет 8-11 лет 10-17 лет 2 года 3года 3года 1год 1год 3года 2 3 3 3 1 2 23 41 35 35 15 27 3ч 5ч 4ч 3ч 3ч 3ч 105/210 175/525 140/420 105/105 105/105 105/315 Групповая 10-17 лет 3года 1 17 3ч 105/315 Групповая 11-17 лет 3года 1 17 3ч 105/315 Групповая 8-14 лет 1 год 1 10 2ч 105/315 Групповая Групповая 7-12 лет 7-10 лет 2г ода 4года 2 1 23 12 4ч. 3ч. 105/210 105/315 Групповая 11-14 лет 3 года 1 14 3ч. 105/315 Группоая 6,5-7,5 лет 1 год 3 35 3ч 105/315 23 317 45час. 1575/3780