10 кл.Практикум (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСФЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артёмовского городского округа
МБОУ «СОШ № 14»
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
_______________ Поперник О.А.
« 29 » августа
2023 год

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ «СОШ № 14»
_______________ Тряпочкина А.Н.
приказ № 101
от « 31 » августа 2023 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«От текста – к творчеству»

для 10 класса
на 2023 – 2024 учебный год

Программа разработана
Муслимовой М.Г.,
учителем русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории

2023г.

3

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «От текста - к творчеству» для 10 класса
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (ФГОС СОО).
Программа элективного курса для 10 класса изучается в объеме 68 часов в год (2 часа
в неделю) на основании учебного плана МБОУ «СОШ№14». Реализуется на основании
следующих нормативно-правовых документов и материалов:
 Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС
и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования ОУ;
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения
РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 2023/ 2024 уч. год
 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы. Базовый
уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС СОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Актуальность выбранного курса определяется ведущей ролью коммуникативных
компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных
характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к
возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно,
нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе
художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и
взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях
лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к
изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельно.
Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 27
заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов
разной жанровой принадлежности.
Цель программы – оказать помощь учащимся в обобщении полученных знаний по
литературе, в развитии умений разностороннего анализа текстов, в развитии умений
формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и
фактами.
Задачами:
 совершенствование навыков выражать собственное мнение;
 формирование умений следить за логикой высказывания;
 формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своихмыслей;
 развитие исследовательских навыков;
 формирование
умений
строить
развернутое высказываниев
соответствии с коммуникативной задачей;
 формирование
навыков
анализа
художественных
текстов
и
критических статей;
 развить умение использовать языковые тропы.

4

Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка,
планируемый результаты освоения обучающимися программы курса, тематическое планирование,
содержание курса.
Элементы программы элективного курса частично отражают содержание программного
материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература).
Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей
учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с
изучением теоретических сведений. В ходе работы с текстом проходят практикумы по
разностороннему анализу художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и
критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на
заданную тему.
Принципы программы:
 Включение учащихся в активную деятельность.
 Доступность и наглядность.
 Связь теории с практикой.
 Учёт возрастных особенностей.
 Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
 Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого ксложному).


Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
 понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
 воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
 определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
 оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла
 собственного высказывания, определение его основной мысли;
 выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
 логике выражения своего коммуникативного намерения.
Планируемые личностные результаты на основе Рабочей программы воспитания школы
отражают сформированность социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
 к культуре как духовному богатству общества;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистического взгляда на мир;
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
 к природе как источнику жизни на Земле;
 окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
Метапредметные результаты:
 выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
 отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи;

5





соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических
пунктуационных;
определение своей, личностной, позиции и способность корректного еевыражения;
соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения.

и

Предметные результаты:
 составление текста, связанного с особенностями публицистического ихудожественного
стилей;
 работа по написанию текстов в жанре эссе;
 работа по написанию текстов сочинений;
 редактирование собственных текстов.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий: в
конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).
В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание, которое выполняют в рабочих
тетрадях. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется
принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля,где указывается количество
выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерий оценки.
Работа учащихся оценивается следующим образом:
 зачет
 незачет.


Содержание элективного курса
Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения Критерии
оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связьпредложений в тексте. Выявление
микротем в тексте.
Стили текста. Публицистический стиль. Художественный стиль.
Типы текста. Типы текста.
Идея текста. Проблематика текстов. Типы проблем. Способы формулировки
проблемы текста. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте»
Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария
Полугодовая контрольная работа
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев
к проблеме»
Выявление и формулирование авторской позиции. Средства
выраженияпозиции автора.
Авторская позиция в художественном тексте. Типовые конструкции для выражения авторской
позиции. Введение цитат втексте сочинения
Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции.Формулировка
авторской позиции
Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позициейавтора. Аргументы,
виды аргументов, способы аргументации. Типовые конструкции для выражения своей позиции.
Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме.
Виды и формы вступления
Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении
Практическая работа №5. «Написание вступления и заключения ксочинению»
Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения
Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
Типы ошибок: фактические, этические ошибки
Грамматические и речевые ошибки
Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения позаданному тексту»

6

Лексические ошибки
Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типовошибок»
Итоговое занятие
Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Количе
Дата
ство проведения
часов
2

1.

Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинениярассуждения

2.

2

3.

Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое
текст.
Связь предложений в тексте
Выявление микротем в тексте

4.

Стили текста: публицистический стиль

2

5.

Стили текста: художественный стиль

1

6.

Типы текста

1

7.

Типы текста

1

8.

Идея текста

1

9.

Проблематика текстов. Типы проблем

4

10. Способы формулировки проблемы текста

2

11. Типовые конструкции (клише) для формулирования
проблемы
12. Практическая работа №1.
«Выявление проблем в тексте»
13. Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария

2

14. Полугодовая контрольная работа

2

15. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

1

16. Практическая работа №2. «Составление двух типов
комментариев к проблеме»

2

17. Выявление и формулировка авторской позиции. Средства
выражения позиции автора. Авторская позиция в
художественном тексте

2

18. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Введение цитат в тексте сочинения

2

19. Практическая работа № 3.
«Нахождение в тексте авторской
позиции. Формулировка авторской позиции

2

2

2
2

7

20. Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с
позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы
аргументации

3

21. Типовые конструкции для выражения своей позиции

2

22. Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения
по проблеме

2

23. Виды и формы вступления

1

24. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в
заключении

3

25. Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения
к сочинению»

2

26. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения

3

27. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность
изложения

3

28. Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное
членение

2

29. Типы ошибок: фактические, этические ошибки

2

30. Грамматические и речевые ошибки

2

31. Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения
по заданному тексту»

2

32. Лексические ошибки

1

33. Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех
типов ошибок»

3

34. Итоговое занятие

2
Итого:

68

8

Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература
 Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др. Русский язык. 10-11
классы. Базовый уровень. (ФГОС). М.:Просвещение, 2019, 2020
 Цыбулько И.П. идр. Единый
государственный экзамен. Русский язык.
Контрольные измерительные материалы 2022-2023 – М.: Просвещение, 2022
Дополнительная литература
 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. - М., «Просвещение»,20182. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
 Единый государственный экзамен. Русский язык. 2017.Универсальные материалыдля
подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько – М.: 2019.Единый
государственный экзамен. Русский язык. 2018.Универсальные материалыдля
подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько – М.: 2020.
 Тексты И.А. Ильина.

Методическая поддержка учителя литературы






«Русская и зарубежная литература для школы» (http://litera.edu.ru/)
и (http://school.edu.ru/)
Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» (http://lit.1september.ru/) «Я иду
на урок литературы» (http://lit.1september.ru/urok/)
Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
(http://metlit.nm.ru), созданная кафедрой литературы Череповецкого государственного
университета: полный текст учебника, характеристики существующих учебнометодических комплексов по литературе (http://metlit.nm.ru/umk/umk.html);
библиография по методико-литературным темам (http://metlit.nm.ru/kart/bibliogr.html).
Методико-литературный Интернет-сервер (МЛИС) «Урок литературы» (http://mlis.ru)
— профессиональные проблемы учителя-словесника, повышение его научной и
методической компетенции. Форум — сетевой сервис, позволяющий посетителям
вести на сайте дискуссии, обсуждать интересующие их проблемы.

9

Интернет – ресурсы:
















http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russko
mu_yaziku/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo
_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literat ure/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo
_standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno__metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno__metodicheskoe_pismo_po_literature/
http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme
http://dovuz.mgppu.ru/1032
http://e-ypok.ru/gia_2010_ru_language
Электронные и онлайн-библиотеки













Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru): http://lib.ru
Русская классика (http://lib.ru/LITRA)
Русская и зарубежная Поэзия (http://lib.ru/POEZIO)
«Библиотека Альдебаран» (http://lib.aldebaran.ru)
Библиотека классической литературы «Классика.ру» (http://www.klassika.ru/)
Каталог «Яндекса» (http://yandex.ru): каталог сайтов (http://yaca.yandex.ru/): раздел
«Электронные
библиотеки»
(http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Culture/Literature/OnlineLibraries/)
Некоммерческая электронная библиотека ImWerden (http://imwerden.de) — читает
автор, документальное видео.
«ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
(http://feb- web.ru/) — ЭНИ (электронные научные издания): Литература +
Справочные материалы (Каталог ссылок). Соблюдение пагинации (от лат.Pagina –
страница) — порядковой нумерации страниц произведения печати.
Проект «Библус» (http://biblus.ru) — библиографический каталог, каталог
«бумажных» книг, все книги России.
Словари(http://slovari.yandex.ru/dict

1
0

1
1

1
2

1
3

1
4

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».