МИНИСТЕРСТВО ПРОСФЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования молодежной политики Свердловской области Управление образования Артёмовского городского округа МБОУ «СОШ № 14» СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР _______________ Поперник О.А. « 29 » августа 2023 год УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ «СОШ № 14» _______________ Тряпочкина А.Н. приказ № 101 от « 31 » августа 2023 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «От текста – к творчеству» для 10 класса на 2023 – 2024 учебный год Программа разработана Муслимовой М.Г., учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории 2023г. 3 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «От текста - к творчеству» для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Программа элективного курса для 10 класса изучается в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю) на основании учебного плана МБОУ «СОШ№14». Реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования ОУ; Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2023/ 2024 уч. год Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. Структура программы соответствует требованиям ФГОС СОО и содержит разделы: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Актуальность выбранного курса определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей). Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков. Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельно. Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 27 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности. Цель программы – оказать помощь учащимся в обобщении полученных знаний по литературе, в развитии умений разностороннего анализа текстов, в развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами. Задачами: совершенствование навыков выражать собственное мнение; формирование умений следить за логикой высказывания; формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своихмыслей; развитие исследовательских навыков; формирование умений строить развернутое высказываниев соответствии с коммуникативной задачей; формирование навыков анализа художественных текстов и критических статей; развить умение использовать языковые тропы. 4 Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка, планируемый результаты освоения обучающимися программы курса, тематическое планирование, содержание курса. Элементы программы элективного курса частично отражают содержание программного материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература). Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей учащихся. В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные уроки с изучением теоретических сведений. В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу художественных текстов и критических статей. Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинения-рассуждения на заданную тему. Принципы программы: Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учёт возрастных особенностей. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого ксложному). Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты: понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте); определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора; оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла собственного высказывания, определение его основной мысли; выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения. Планируемые личностные результаты на основе Рабочей программы воспитания школы отражают сформированность социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос; к культуре как духовному богатству общества; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистического взгляда на мир; к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к природе как источнику жизни на Земле; окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения. Метапредметные результаты: выбор нужных для данного случая стиля и типа речи; отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи; 5 соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических пунктуационных; определение своей, личностной, позиции и способность корректного еевыражения; соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения. и Предметные результаты: составление текста, связанного с особенностями публицистического ихудожественного стилей; работа по написанию текстов в жанре эссе; работа по написанию текстов сочинений; редактирование собственных текстов. Формы контроля достижений учащихся. Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий: в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание, которое выполняют в рабочих тетрадях. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля,где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д. Критерий оценки. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет незачет. Содержание элективного курса Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связьпредложений в тексте. Выявление микротем в тексте. Стили текста. Публицистический стиль. Художественный стиль. Типы текста. Типы текста. Идея текста. Проблематика текстов. Типы проблем. Способы формулировки проблемы текста. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте» Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария Полугодовая контрольная работа Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к проблеме» Выявление и формулирование авторской позиции. Средства выраженияпозиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат втексте сочинения Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции.Формулировка авторской позиции Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позициейавтора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. Типовые конструкции для выражения своей позиции. Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме. Виды и формы вступления Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении Практическая работа №5. «Написание вступления и заключения ксочинению» Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение Типы ошибок: фактические, этические ошибки Грамматические и речевые ошибки Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения позаданному тексту» 6 Лексические ошибки Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типовошибок» Итоговое занятие Календарно - тематическое планирование № п/п Тема урока Количе Дата ство проведения часов 2 1. Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция сочинениярассуждения 2. 2 3. Критерии оценивания сочинения – рассуждения. Что такое текст. Связь предложений в тексте Выявление микротем в тексте 4. Стили текста: публицистический стиль 2 5. Стили текста: художественный стиль 1 6. Типы текста 1 7. Типы текста 1 8. Идея текста 1 9. Проблематика текстов. Типы проблем 4 10. Способы формулировки проблемы текста 2 11. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы 12. Практическая работа №1. «Выявление проблем в тексте» 13. Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария 2 14. Полугодовая контрольная работа 2 15. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы 1 16. Практическая работа №2. «Составление двух типов комментариев к проблеме» 2 17. Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте 2 18. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Введение цитат в тексте сочинения 2 19. Практическая работа № 3. «Нахождение в тексте авторской позиции. Формулировка авторской позиции 2 2 2 2 7 20. Аргументация собственного мнения. Согласие и несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации 3 21. Типовые конструкции для выражения своей позиции 2 22. Практическая работа № 4. «Аргументация собственного мнения по проблеме 2 23. Виды и формы вступления 1 24. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении 3 25. Практическая работа № 5. «Написание вступления и заключения к сочинению» 2 26. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения 3 27. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения 3 28. Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение 2 29. Типы ошибок: фактические, этические ошибки 2 30. Грамматические и речевые ошибки 2 31. Практическая работа № 6. «Написание сочинения – рассуждения по заданному тексту» 2 32. Лексические ошибки 1 33. Практическая работа № 7. «Нахождение и редактирование всех типов ошибок» 3 34. Итоговое занятие 2 Итого: 68 8 Учебно-методическое обеспечение. Основная литература Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. (ФГОС). М.:Просвещение, 2019, 2020 Цыбулько И.П. идр. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2022-2023 – М.: Просвещение, 2022 Дополнительная литература Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,20182. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Единый государственный экзамен. Русский язык. 2017.Универсальные материалыдля подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько – М.: 2019.Единый государственный экзамен. Русский язык. 2018.Универсальные материалыдля подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько – М.: 2020. Тексты И.А. Ильина. Методическая поддержка учителя литературы «Русская и зарубежная литература для школы» (http://litera.edu.ru/) и (http://school.edu.ru/) Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» (http://lit.1september.ru/) «Я иду на урок литературы» (http://lit.1september.ru/urok/) Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы (http://metlit.nm.ru), созданная кафедрой литературы Череповецкого государственного университета: полный текст учебника, характеристики существующих учебнометодических комплексов по литературе (http://metlit.nm.ru/umk/umk.html); библиография по методико-литературным темам (http://metlit.nm.ru/kart/bibliogr.html). Методико-литературный Интернет-сервер (МЛИС) «Урок литературы» (http://mlis.ru) — профессиональные проблемы учителя-словесника, повышение его научной и методической компетенции. Форум — сетевой сервис, позволяющий посетителям вести на сайте дискуссии, обсуждать интересующие их проблемы. 9 Интернет – ресурсы: http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/ http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russko mu_yaziku/ http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo _standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/ http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literat ure/ http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo _standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/ http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno__metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/ http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno__metodicheskoe_pismo_po_literature/ http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme http://dovuz.mgppu.ru/1032 http://e-ypok.ru/gia_2010_ru_language Электронные и онлайн-библиотеки Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru): http://lib.ru Русская классика (http://lib.ru/LITRA) Русская и зарубежная Поэзия (http://lib.ru/POEZIO) «Библиотека Альдебаран» (http://lib.aldebaran.ru) Библиотека классической литературы «Классика.ру» (http://www.klassika.ru/) Каталог «Яндекса» (http://yandex.ru): каталог сайтов (http://yaca.yandex.ru/): раздел «Электронные библиотеки» (http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Culture/Literature/OnlineLibraries/) Некоммерческая электронная библиотека ImWerden (http://imwerden.de) — читает автор, документальное видео. «ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (http://feb- web.ru/) — ЭНИ (электронные научные издания): Литература + Справочные материалы (Каталог ссылок). Соблюдение пагинации (от лат.Pagina – страница) — порядковой нумерации страниц произведения печати. Проект «Библус» (http://biblus.ru) — библиографический каталог, каталог «бумажных» книг, все книги России. Словари(http://slovari.yandex.ru/dict 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 2