Избранные вопросы литературы 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО
На заседании учителей
русского
языка и литературы
руководитель ШМО
__________________
Конева Н.И.
Протокол №1 от «30»
августа 2023 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УР
_______________
Поперник О.А.
протокол № 1 от «30»
августа 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ " СОШ
№14"
_________
Тряпочкина А.Н.
Приказ №101 от «31»
августа 2023 г.

Программа курса
«Избранные вопросы литературы»
для обучающихся 10 класса

КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 2023г.

Программа курса «Избранные вопросы литературы» составлена на
основе учебно-методической литературы.
Особенностью программы является не замена программных произведений на
какие-либо другие, а новый способ их освоения. Этот способ представляет
собой диалог, предполагающий особые отношения между автором и
читателем.
Литературные
произведения
предстают
как
тексты,
запрашивающие соавторство школьника-читателя.
Целью курса является становление диалогичной личности читателя: развитие
гуманитарного мышления, накопление опыта диалогического восприятия
художественного произведения.
Основные задачи курса:
- воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении
источник своего самосовершенствования:
-понимание литературы как особого опыта освоения действительности и
отражения «диалогического» и «монологического» бытия человека;
-формирование эмоционального отношения к жизни и искусству,
эстетического вкуса.
-формирование и развитие навыков диалогической речи, умений «активно
слушать» собеседника, грамотно и высказывать (письменно и устно)
собственные мысли.
Курс рассчитан на 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся.
личностные компетентности
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
-готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
-владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с
позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
-владение навыками соотнесения получаемой информации с принятыми в
обществе моделями, морально–этическими нормами, критической оценки
информации;
метапредметные компетентности:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность;

-использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
-готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
-умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи
(средства массовой информации, электронные базы данных, информационнотелекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники,
энциклопедии и др.);
предметные компетентности:
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
-владение навыками анализа художественных произведений с учётом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-владение
навыками
комплексного
филологического
анализа
художественного текста;
Содержание программы.
Введение. Вопросы подготовки к написанию сочинения.
Подготовка
творческих
конкурсных
работ.
Литературное произведение. Сущность художественного образа.
Система образов произведения.
Художественная форма и художественное содержание. Художественный
стиль.
Раздел 1 «Рукописи не горят»
Литература в ракурсе исторических процессов.
Судьба писателей ХХ века и их книги.
Проблема
прочтения
литературы.
«Массовая
культура»,
«виртуальная реальность» и современный читатель.
Художник и время в романе «Мастер и Маргарита»: Дом Грибоедова (гл.5)

-жанровые особенности романа (диалог жанров в романе);
-сюжетные линии (диалог героев)
-История создания романа: имена героев, темы; идеи; проблематика.
Раздел 2. «Любовь и ненависть»
Любовь глазами Булгакова. Отношения Мастера и Маргариты ( гл.19-22,29)
Любовь как трагедия, как тайна в произведениях И.А.Бунина. Рассказы:
«Грамматика любви», «Темные аллеи», «Митина любовь», «Эпитафия»,
«Господин из Сан-Франциско».
Красивая сказка любви в повестях А.И.Куприна: «Олеся», «Гранатовый
браслет».
А.Ахматова. Лирика. Современная поэзия
Раздел 3. «Что такое истина?»
Христианские мотивы в «Мастере и Маргарите»: встреча на Патриарших
прудах (гл.1); Понтий Пилат и Иешуа (гл.2,25,26)
«Серебряный век» русской поэзии. Тема одиночества, духовных исканий.
Художественное новаторство.
Диалог лирических героев А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского с миром и с
читателем.
Раздел 4 «Квартирный вопрос».
Тема дома в «мастере и Маргарите»: клиника Стравинского (гл 6,8);
нехорошая квартира» (гл7); «квартирный вопрос» (гл. 12), «вечный приют»
(гл.32)
Бездомье и «дно» жизни в произведениях М.Горького. Рассказы: «Макар
Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».Пьеса «На дне».
Человек и семья в переломные моменты истории. М.А.Шолохов «Тихий Дон».
Российские дали, дороги, вехи в поэме А.Твардовского «За далью даль».
Тема разрухи в стране и во внутреннем «хозяйстве» в произведениях
В.Распутина «Прощание с Матерой».
«Деревенский» дом в рассказах В. Шукшина.
Раздел 5. «Я один в мире»
Одиночество лирической героини М.Цветаевой.
Авторская
песня:
адресованность
собеседнику,
доверительность
интонации.
Творчество А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого.
Раздел 6. «Добро и зло».
История человечества как история борьбы добра и зла. «Мастер и Маргарита»;
бал у сатаны (гл.23).
Личность в условиях несвободы. А.Солженицын «Один день Ивана
Денисовича».
Б.Васильев. «А зори здесь тихие».
Таблица тематического распределения часов
№ Разделы, темы
Кол-во часов
1
Введение. Творческие работы.
4
2
Художественный произведение, 4
художественный стиль
3
«Рукописи не горят»
5
4
«Любовь и ненависть»
5

5
6
7
8

«Что такое истина».
«Квартирный вопрос»
«Я один в мире»
«Добро и зло»

4
4
4
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».