МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 14" РАССМОТРЕНО На заседании учителей русского языка и литературы руководитель ШМО __________________ Конева Н.И. Протокол №1 от «30» августа 2023 г СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ Поперник О.А. протокол № 1 от «30» августа 2023г УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ " СОШ №14" _________ Тряпочкина А.Н. Приказ №101 от «31» августа 2023 г. Программа курса «Избранные вопросы литературы» для обучающихся 10 класса КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 2023г. Программа курса «Избранные вопросы литературы» составлена на основе учебно-методической литературы. Особенностью программы является не замена программных произведений на какие-либо другие, а новый способ их освоения. Этот способ представляет собой диалог, предполагающий особые отношения между автором и читателем. Литературные произведения предстают как тексты, запрашивающие соавторство школьника-читателя. Целью курса является становление диалогичной личности читателя: развитие гуманитарного мышления, накопление опыта диалогического восприятия художественного произведения. Основные задачи курса: - воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования: -понимание литературы как особого опыта освоения действительности и отражения «диалогического» и «монологического» бытия человека; -формирование эмоционального отношения к жизни и искусству, эстетического вкуса. -формирование и развитие навыков диалогической речи, умений «активно слушать» собеседника, грамотно и высказывать (письменно и устно) собственные мысли. Курс рассчитан на 34 часа. Требования к уровню подготовки учащихся. личностные компетентности -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; -готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -владение навыками соотнесения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, морально–этическими нормами, критической оценки информации; метапредметные компетентности: -умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; -использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационнотелекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.); предметные компетентности: -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; -владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; -знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; -владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; -владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; Содержание программы. Введение. Вопросы подготовки к написанию сочинения. Подготовка творческих конкурсных работ. Литературное произведение. Сущность художественного образа. Система образов произведения. Художественная форма и художественное содержание. Художественный стиль. Раздел 1 «Рукописи не горят» Литература в ракурсе исторических процессов. Судьба писателей ХХ века и их книги. Проблема прочтения литературы. «Массовая культура», «виртуальная реальность» и современный читатель. Художник и время в романе «Мастер и Маргарита»: Дом Грибоедова (гл.5) -жанровые особенности романа (диалог жанров в романе); -сюжетные линии (диалог героев) -История создания романа: имена героев, темы; идеи; проблематика. Раздел 2. «Любовь и ненависть» Любовь глазами Булгакова. Отношения Мастера и Маргариты ( гл.19-22,29) Любовь как трагедия, как тайна в произведениях И.А.Бунина. Рассказы: «Грамматика любви», «Темные аллеи», «Митина любовь», «Эпитафия», «Господин из Сан-Франциско». Красивая сказка любви в повестях А.И.Куприна: «Олеся», «Гранатовый браслет». А.Ахматова. Лирика. Современная поэзия Раздел 3. «Что такое истина?» Христианские мотивы в «Мастере и Маргарите»: встреча на Патриарших прудах (гл.1); Понтий Пилат и Иешуа (гл.2,25,26) «Серебряный век» русской поэзии. Тема одиночества, духовных исканий. Художественное новаторство. Диалог лирических героев А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского с миром и с читателем. Раздел 4 «Квартирный вопрос». Тема дома в «мастере и Маргарите»: клиника Стравинского (гл 6,8); нехорошая квартира» (гл7); «квартирный вопрос» (гл. 12), «вечный приют» (гл.32) Бездомье и «дно» жизни в произведениях М.Горького. Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».Пьеса «На дне». Человек и семья в переломные моменты истории. М.А.Шолохов «Тихий Дон». Российские дали, дороги, вехи в поэме А.Твардовского «За далью даль». Тема разрухи в стране и во внутреннем «хозяйстве» в произведениях В.Распутина «Прощание с Матерой». «Деревенский» дом в рассказах В. Шукшина. Раздел 5. «Я один в мире» Одиночество лирической героини М.Цветаевой. Авторская песня: адресованность собеседнику, доверительность интонации. Творчество А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого. Раздел 6. «Добро и зло». История человечества как история борьбы добра и зла. «Мастер и Маргарита»; бал у сатаны (гл.23). Личность в условиях несвободы. А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Б.Васильев. «А зори здесь тихие». Таблица тематического распределения часов № Разделы, темы Кол-во часов 1 Введение. Творческие работы. 4 2 Художественный произведение, 4 художественный стиль 3 «Рукописи не горят» 5 4 «Любовь и ненависть» 5 5 6 7 8 «Что такое истина». «Квартирный вопрос» «Я один в мире» «Добро и зло» 4 4 4 4