МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МБОУ "СОШ № 14" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО учителей математики и информатики Заместитель директора по УР Директор МБОУ "СОШ № 14" ________________________ ________________________ ________________________ Поперник Ольга Андреевна Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Тряпочкина Анна Николаевна Приказ №101 от «31» августа 2023 г. Селянина Жанна Валерьевна Протокол №1 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Алгебра» для обучающихся 8 класса п. Красногвардейский 2023 Пояснительная записка Программа «Алгебра» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Вид деятельности: познавательный. Данная программа рассчитана на один год обучения для учащихся 8 класса (возраст 13–14 лет). Обоснование актуальности и педагогической целесообразности Актуальность программы состоит в том, что курс направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что данная программа позволяет закрепить знания учащихся по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики. Программа представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Новизна Новизна курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития. Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной программы состоят в том, что она подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д. Цель и задачи программы: Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Задачи: Отработка навыков решения нестандартных задач. Создание своеобразной базы для творческой и исследовательской деятельности учащихся. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза. Привитие интереса учащихся к математике. Развитие математического мышления, смекалки, математической логики. Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры. Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий). Воспитание настойчивости, инициативы. Общая характеристика курса Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса Личностными результатами изучения курса «Алгебра» являются формирование следующих умений и качеств: развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению; выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно; стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем. Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность; использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные результаты Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, на сообразительность. Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно. Расширить свой математический кругозор. Пополнить свои математические знания. Научиться работать с дополнительной литературой. Содержание Раздел 1. Уравнения – 10 ч. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. Буквенные выражения (выражения с переменными). Допустимые значения переменных. Решение олимпиадных задач: преобразование числовых выражений. Десятичная запись числа. Уравнение. Диофантовы уравнения. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Раздел 2. Сбор и анализ данных. Функции – 9 ч. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Формулы. Способы задания функции. График функции у = | x |. Свойства функций, их отображение на графике Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы. Преобразование графиков линейной функции. Преобразование графиков функции. Раздел 3. Степень – 4 ч. Степень с натуральным показателем и её свойства. Преобразование выражений, содержащих степени. Раздел 4. Многочлены – 9 ч. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Разложение многочлена на множители способом группировки. Формулы сокращённого умножения. Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. Раздел 5. Системы линейных уравнений. Множества – 3 ч. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах Решение олимпиадных задач с помощью систем уравнений. Множества. Решение олимпиадных задач с помощью кругов Эйлера. Логические задачи. Учебно – тематическое планирование №п/п Название темы Кол-во часов Форма проведения Образовательный продукт Результат Дата План всего теория практика Раздел 1. Уравнения – 10 ч. 0,5 0,5 Беседа, практикум Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. Буквенные выражения 1 1 - 1 Практикум 1 0,5 0,5 Викторина 1 0,5 0,5 Практикум 1 0,5 0,5 Практикум, конкурс Опорный конспект 6 Допустимые значения переменных Решение олимпиадных задач: преобразование числовых выражений Решение олимпиадных задач: десятичная запись числа Уравнение 1 - 1 Практикум 7 Диофантовы уравнения 1 1 8 Диофантовы уравнения 1 9 Решение текстовых задач алгебраическим способом 1 Решенные задания Поиск информации в сети Интернет Решение уравнений Решение задач 10 Решение текстовых задач алгебраическим способом 1 1 2 3 4 5 11 Статистические характеристики набора данных: Теория 1 Практикум Практикум 1 1 Практикум, конкурс Раздел 2. Сбор и анализ данных. Функция – 9 ч. 1 0,5 0,5 Лекция, практикум Решенные задания Алгоритмы решения Результаты викторины Алгоритмы решения Результаты конкурса Миниисследование Факт 12-13 14 15 16 17 18 19 среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах В стране удивительных формул Способы задания функции. Свойства функций, их отображение на графике Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы. Преобразование графиков линейной функции Зачётная работа «Графики в нашей жизни» Преобразование графиков линейной функции Преобразование графиков функции у=|x| Лекция. Практикум, викторина Опорный конспект 0,5 практикум Решенные задачи 0,5 0,5 Лекция. Практикум, викторина Решенные задачи 1 1 - Лекция. Конспект 1 - 1 Защита проектных работ 1 0,5 0,5 Беседа, практикум 1 0,5 0,5 Беседа, практикум 2 1 1 1 0,5 1 20-21 Степень с натуральным показателем и её свойства 2 Раздел 3. Степень – 4 ч. 1 1 Практикум 22-23 Преобразование выражений, содержащих степени 2 1 24 Сложение, вычитание, умножение многочленов. Разложение многочленов множители Разложение многочлена на множители способом группировки. 1 Раздел 4. Многочлены – 9 ч. 1 Беседа, практикум 2 1 1 практика 1 - 1 практика 25-26 27 на 1 Практикум Презентации Алгоритм решения Алгоритм решения Поиск информации в сети Интернет Проект Алгоритм решения Решенные задачи Решенные задачи 28-29 Формулы сокращённого умножения 2 1 1 Практикум 30-31 Преобразование целого выражения в многочлен Применение различных способов для разложения на множители. 2 1 1 Практикум 1 - 1 Игра-практикум 32 33 34 Раздел 5. Системы линейных уравнений. Множества – 3 ч. Множества. Решение 1 0,5 0,5 Игра-практикум олимпиадных задач с помощью кругов Эйлера Защита проектов по 1 0,5 0,5 Защита проектов математике Итого 34 14,5 19,5 Поиск информации в сети Интернет Решенные задачи Миниисследование Решенные задачи Проект Планируемые результаты В ходе освоения содержания программы курса «Алгебра» ожидаются: Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников; Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной материал курса; Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу. Основные знания и умения учащихся В результате работы учащиеся должны знать: основные способы решения нестандартных задач; основные понятия, правила, теоремы. Учащиеся должны уметь: решать нестандартные задачи, применяя изученные методы; применять основные понятия, правила при решении логических задач; создавать математические модели практических задач; проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их. Методическое обеспечение 1. Методическое обеспечение программы включает в себя следующие формы: - индивидуально-творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе (3-4 человека); - коллективная творческая деятельность, - работа над проектами, - учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия); - игровой тренинг; - конкурсы, турниры. 2. Методы по источнику познания: словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия и т.д.); практический (составление кроссвордов, ребусов, текстовых задач, занимательные упражнения и др.); наглядный (демонстрация, иллюстрирование и др.); работа с книгой; видеометод (просмотр отрывков из различных разделов математики). 3. Методы по степени продуктивности: объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации); репродуктивный (работа по образцам); проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение); частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги. Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения. Важным условием организации процесса обучения на занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня математической образовательных и воспитательных задач. подготовки, а также специфики Формы подведения итогов Оценить работу учащихся предполагается по выполненным проектным работам и по составленным брошюрам по курсу. Кроме того оценкой работы кружка является участие и победа детей в различных математических конкурсах и олимпиадах. Список литературы 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2021г. 2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение» 2021г. 3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2022 4. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. 5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2020. 6. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 2021. 7. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2020. 8. Турнир юных математиков Чувашии: 5-11 классы. Чебоксары, 2021. 9. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2022. 10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2022. 11. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2020. 12. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2022. Технические средства обучения Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.