Рабочая программа по ОБЗР 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 14"

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель ШМО
учителей естественнонаучного
цикла

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ «СОШ №14»

__________ Поперник О.А.

БЮДЖЕТНОЕ
_________
Тряпочкина А.Н.

__________ Колупаева Е.Е.

Протокол №1
от «27» 08 2025 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА № 14"

Приказ №46/о
от «28» 08 2025 г.

Протокол № 1
от «26» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Познавательная география»
для обучающихся 6 классов

п.Красногвардейский 2025

Цифровая Подпись:МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14"
DN:CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У
ЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""",
SN=Тряпочкина, G=Анна Николаевна, E=anna.school14@mail.ru,
ИНН=660201066920, ИНН ЮЛ=6602007830, СНИЛС=02591636256,
ОГРН=1026600581040, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВ
АТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14""", T=Директор, L=п. Сосновый бор,
STREET="СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПОСЕЛОК, УСИЕВИЧА УЛИЦА, 16", S=Свердлов
ская область, C=RU
Дата:18.11.2025 17:41:03 +05:00

Планируемые результаты освоения познавательной географии
Личностными результатамиобучения географии является формирование всесторонне образованной,
инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и
норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного
развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового
культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию
современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на
основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими
средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах;
формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатамиосвоения основной образовательной программы основного общего
образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их
достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения
понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,
устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать

выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать
правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности
достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования
технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко
распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения,
моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра,
формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать
её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать
конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатамиосвоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей
среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования
и презентации географической
информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Источники географической информации
ГеографическиеоткрытияиисследованияЗемли.Ориентирование.Планместности.
Определениенаправленияирасстояниянапланеикартеспомощьюмасштабаиградуснойсетки.
Географические координаты. Географические координаты. Шкала высот и глубин.
Практическаяработа.Определениенаправленияирасстояниянапланеикартеспомощью масштаба и
градусной сетки.
Практическаяработа№1Определениегеографическихкоординатзаданныхобъектовпофизической карте
мира
Раздел2.Земля–планетаСолнечной системы
ДвиженияЗемли.СолнечныйсветнаЗемле.
Раздел3.Литосфера
Строениеземнойкоры.Внешниесилы.Внутренниесилы.Горы.Равнины.Работаскартой.Горы. Вулканы.
Равнины. Работа с картой. Горы. Вулканы. Равнины.
Практическаяработа№2.Обозначениенаконтурнойкартеосновныеформы рельефа.
Раздел4.Атмосфера
Решениепрактическихзадач.Температуравоздуха.Решениепрактическихзадач.Атмосферное
давление.Ветер.Решениепрактическихзадач.Ветер.Решениепрактическихзадач.Влагаватмосфере.
Погода и климат.
Практическаяработа№3.Определениетемпературывоздуханаразличныхвысотах. Практическая работа.
Определение атмосферного давления на различной высоте. Практическая работа. Построение розы
ветров по заданным параметрам
Раздел5.Гидросфера
Мировойокеан.Работаскартой.Мировойокеан.Сушавокеане.Работаскартой.Мировойокеан. Суша в
океане. Воды суши. Работа с картой. Воды суши (реки, водопады, озёра). Работа скартой. Воды суши
(реки, водопады, озёра).
Практическаяработа№4.Обозначениенаконтурнойкартеобъектовгидросферыпо карте.
Практическаяработа. Описаниеодногоизобъектовгидросферы позаданномуплану
Практическаяработа№5.Описаниерекипозаданномуплану
Раздел6.ГеографическаяоболочкаЗемли
Состав,границы,свойствагеографическойоболочки.Широтнаязональностьивысотнаяпоясность.
Природные зоны.
Раздел7.Политическая карта
Страныиихстолицы.Евразия.СевернаяиЮжнаяАмерика.Африка.Австралияи Океания.
Обобщение

№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.

Тематическое планирование
6 класс
Тема
Раздел1.Источникигеографическойинформации(6часов).
Географические
открытия
и исследования Земли.
Ориентирование.План местности.
Определениенаправления
и
расстояниянапланеикартес
помощьюмасштабаиградусной
сетки.
Практическая
работа.
Определениенаправленияи
расстояниянапланеикартеспомощьюмасштабаиградусной сетки.
Географическиекоординаты.
Практическая
работа
№1
Определениегеографических
координатзаданныхобъектовпо физической карте мира
Шкалавысотиглубин.
Раздел2.Земля–планетаСолнечнойсистемы(2часа)
ДвиженияЗемли.
Солнечныйсветна Земле.
Раздел3.Литосфера(6часов)
Строениеземнойкоры.
Внешниесилы.
Внутренниесилы.
Горы. Равнины.
Работаскартой.Горы.Вулканы. Равнины.
Практическая работа №2. Обозначениенаконтурнойкарте основные формы
рельефа.
Раздел4. Атмосфера(6часов)
Решениепрактическихзадачпо теме «Температура воздуха».
Практическаяработа№3.
Определение
температуры
воздуханаразличныхвысотах.
Решениепрактическихзадачпо
теме
«Атмосферное
давление».
Практическая
работа.
Определение
атмосферного
давлениянаразличнойвысоте.
Ветер.
Решениепрактическихзадач.
Практическая работа. Построениерозыветровпо заданным параметрам
Влагав атмосфере.
Погодаи климат.
Раздел5.Гидросфера(7часов)
Мировойокеан.
Работаскартой.Мировойокеан. Суша в океане.
Практическая работа №4. Обозначениенаконтурнойкарте объектов
гидросферы по карте.
Водысуши.
Водысуши.
Работаскартой.Водысуши (реки, водопады, озёра).
Практическаяработа.Описание одного из объектов гидросферы по
заданному плану
Практическая работа №5. Описаниерекипозаданному плану

Кол-во
часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Раздел6.ГеографическаяоболочкаЗемли(3часа)
Состав, границы, свойств географическойоболочки.
Широтнаязональностьи высотная поясность.
Природныезоны.
Раздел7.Политическаякарта(3часа)
Страныиих столицы.Евразия.
Страныиихстолицы.Севернаяи Южная Америка.
Страныиихстолицы.Африка. Австралия и Океания.
Обобщение

1
1
1

Итого

1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
АлексеевА.И.,НиколинаВ.В.,ЛипкинаЕ.К.идругие.География,5-6
классы/Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
МатериалыЕдинойколлекцииЦОР:http://school-collection.edu.ru,http://ege.edu.ru.
Методическаялабораториягеографии. http://www.geo2000.nm.ru.
Географическийпортал.http://geotest.nm.ru.
Географическийсправочник http://www.geo.historic.ru
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ
Физическая карта полушарий
Физическая карта мира
Политическаякартаполушарий
Политическая карта мира
Топографическаякартаиусловныезнаки
Контурные карты

УЧЕБНОЕ

ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБО
Т, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивнаядоска
Натуральныеобъекты.
Коллекции.
Коллекциигорныхпородиминералов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».