Русский язык
Русский язык – национальный язык
русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также
средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне
основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так
как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа.
Русский язык является основой развития
мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано
со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на
развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой,
речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической
(языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся
основной школы.
Лингвистическая (языковедческая)
компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой
системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании;
общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах
русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас;
формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция –
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся
практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка
создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как
искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся
практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка
создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как
искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных
языков.
Целью реализации основной
образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский
язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования.
Главными задачами реализации
Программыявляются:
·
формирование
у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;
·
усвоение
знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
·
овладение
функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых
средств;
·
овладение
основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как
средства коммуникации и средства познания.
·
В
процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
·
для
развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
·
для
развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации
обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности;
·
для
формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
·
для
включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования
у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных
проектов и программ;
·
для
знакомства обучающихся с методами научного познания;
·
для
формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,
проектно-исследовательской и художественной деятельности;
·
для
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.