Иностранный язык ( на примере английского языка)
Программа по иностранному (английскому)
языку на уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Программа учебного
предмета «Иностранный язык (Английский язык)» содержит следующие разделы:
1. пояснительная записка;
2. содержание учебного предмета;
3. планируемые результаты освоения
программы по иностранному (английскому) языку на уровне основного общего
образования;
4. тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
5. Поурочное планирование;
6. Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса.
Программа
по иностранному (английскому) языку устанавливает распределение обязательного
предметного содержания по годам обучения, последовательность их изучения с
учётом особенностей структуры иностранного (английского) языка, межпредметных
связей иностранного (английского) языка с содержанием учебных предметов,
изучаемых на уровне основного общего образования, с учётом возрастных
особенностей обучающихся. В программе по иностранному (английскому) языку для
основного общего образования предусмотрено развитие речевых умений и языковых
навыков, представленных в федеральной рабочей программе по иностранному
(английскому) языку начального общего образования, что обеспечивает преемственность
между уровнями общего образования.
Построение программы по иностранному
(английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом
принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые
требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические
формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и
расширяющемся тематическом содержании речи.
Цели иноязычного образования формулируются
на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных,
метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки являются
средством общения и самореализации и социальной адаптации, развития умений
поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из
средств воспитания гражданина, патриота, развития национального самосознания.
Целью иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции
обучающихся в единстве таких её составляющих, как: речевая компетенция –
развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение
новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими,
грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и
иностранном языках; социокультурная (межкультурная) компетенция – приобщение к
культуре, традициям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем и ситуаций
общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся
5–9 классов на разных этапах (5–7 и 8–9 классы), формирование умения
представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; свою
страну, её культуру в условиях межкультурного общения; компенсаторная
компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и передаче информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной
компетенцией средствами иностранного (английского) языка формируются
компетенции: образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная,
учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и компетенция
личностного самосовершенствования.
Основными подходами к обучению
иностранному (английскому) языку признаются компетентностный,
системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что
предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения
планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного общего
образования, использования новых педагогических технологий (дифференциация,
индивидуализация, проектная деятельность и другие) и использования современных
средств обучения.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения иностранного (английского) языка, – 510 часов: в 5 классе – 102 час (3
часа в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе – 102 часа
(3 часа в неделю), в 8 классе –102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102
часа (3 часа в неделю). Для реализации программного содержания используются
следующие учебные пособия: