Литература и литературное чтение
Литература – учебный предмет, освоение
содержания которого направлено:
·
на
последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению
художественной литературы;
·
на
освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и
понимания художественного смысла литературных произведений;
·
на
развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического
мышления;
·
на
овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению
художественного текста;
·
на
формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит
передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской
и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности..
Знакомство с фольклорными и
литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и
интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического
самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений,
выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и
национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к
родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте
мировой.
Стратегическаяцель изучения литературы на этапе
основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что
предполагает постижение художественной литературы как вида искусства,
целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения,
осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается
умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных
мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного,
формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе
(5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных
целей.
Объект
изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и
базовых навыков творческого и академического письма, последовательно
формирующихся на уроках литературы.